Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подлец, как из триллера

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoПрезидент России Владимир Путин
Президент России Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский писатель Дэниел Силва — автор триллеров-бестселлеров, писатель, который выбором тем и политическими воззрениями приближается к мастеру жанра Фредерику Форсайту. В последней книге The English Spy главным подлецом и единственным героем без вымышленного имени, зато с реальным положением, является российский президент. И нет сомнений в том, что речь идет о Владимире Путине.

Габриэль Аллон, шпион Моссада, и его будущий шеф бежали по лондонским улицам, спасаясь от гибели. Им хотели отомстить за то, что они вырвали из русских лап молодую женщину Мадлен, которая под надзором КГБ в качестве стажера на Даунинг-стрит соблазнила британского премьер-министра.

КГБ начал шантажировать премьера, чтобы тот подписал документ, дающий право русской нефтяной компании добывать нефть в британских территориальных водах. Но Габриэль Аллон сорвал эту операцию, чем так разозлил российского президента, что тот отдал приказ убить шпиона. Начинается бой не на жизнь, а на смерть, в котором Аллену удается спастись, будучи на волосок от смерти, заработав множество шрамов на теле и душе.

Американский писатель Дэниел Силва — автор триллеров-бестселлеров, которого я читаю уже много лет и слежу за тем, как он постепенно превращается в писателя, который своим выбором тем и политическими воззрениями приближается к мастеру жанра Фредерику Форсайту. В последней книге The English Spy, которая вышла несколько недель назад, главным подлецом и единственным героем без вымышленного имени, зато с реальным положением, является как раз российский президент. И нет сомнений в том, что речь идет о Владимире Путине.

Политический триллер уже со времен Грэма Грина является специфическим жанром, где сюжет точно вписан в эпоху, в которую мы живем. Читать триллеры, которым несколько десятков лет, все равно, что рассматривать ментальную карту Запада того времени — узнавать его интерпретацию мировых событий и страх погибнуть. В период холодной войны порой это было уже скучно: один и тот же враг человечества Советский Союз и зачастую столь же опасный своей наивностью президент США (правда, редко ассоциируемый с кем-то конкретным), за спиной которого всегда стоит мощное ЦРУ. В 90-е годы появились новые типы героев: исламские террористы и наивный российский президент-демократ, который становится жертвой интриг жестокого КГБ, который мечтает о реванше России.

Еще в «Иконе» Форсайта, написанной во второй половине 90-х, российский президент-демократ побеждает, а его противник, националистический лидер и злодей Комаров, повержен (благодаря агенту ЦРУ в отставке Джейсону Монку). Вот только по прошествии 20 лет Комаров уже давно правит (и в литературе, и в жизни), и имя его — Владимир Путин.

У Дэниела Силвы Путин удачно расширил список литературных подлецов — безжалостный человек с огромной властью, пренебрегающий человеческой жизнью. И хотя в эпилоге Силва, как полагается, пишет, что персонажи вымышлены, он также объясняет, что писал книгу под влиянием современных событий в России, и называет имя Путина. Он также цитирует слова британского министра иностранных дел Филипа Хэммонда, сказанные в марте этого года, о том, что Россия является «единственной значительной угрозой».

Конечно, чтение политического триллера — это, прежде всего, развлечение и приятное времяпрепровождения на отдыхе, но меня поразило, насколько мрачно вымысел приближается к реальности. Едва дочитав книгу, я наткнулся на прошлой неделе на статью в Financial Times, посвященную судебному процессу по делу об убийстве Александра Литвиненко (его отравили полонием в Лондоне, и масса доказательств указывает на двух агентов российских спецслужб). Британское издание намекает между строк, что Литвиненко был убит по приказу Путина, и пишет, что расследование убийства раскрыло «новые доказательства жестоких, неортодоксальных и опасных методах», которыми российское государство готово воспользоваться для «устранения своих противников и для достижения своих целей».

Financial Times лишь сожалеет о том, что судебный процесс так долго откладывали из-за интересов британского бизнеса, который ведет дела с Москвой. Если бы суд состоялся раньше, «Запад мог бы уже задолго до украинского кризиса получить важное представление о том, с каким государством имеет дело, если говорить о путинском режиме». Теперь уже, к сожалению, действительно поздно. И Дэниел Силва со своей прекрасной фантазией на самом деле, пусть и увлекательно, едва поспевает за реальностью.