Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Каталония 27-С

Важно, чтобы Каталония сама могла определять свое будущее.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В настоящий момент в Каталонии происходит социальный и политический процесс исторического значения. Процесс, который может изменить Испанию и который неизбежно оставит свой след в истории Европейского союза. Состоявшиеся 27 сентября выборы в парламент Каталонии — еще один этап этого процесса. Большинство политических сил рассматривало эти выборы в качестве референдума о независимости.

В настоящий момент в Каталонии происходит социальный и политический процесс исторического значения. Процесс, который может изменить Испанию и который неизбежно оставит свой след в истории Европейского союза. Состоявшиеся 27 сентября выборы в парламент Каталонии — еще один этап этого процесса.

Большинство политических сил рассматривало эти выборы в качестве референдума о независимости. Явка превзошла все ожидания и достигла рекордных 77,44%. Партия «Вместе за «Да» (Junts Pel Sí ) и «Кандидатура народного единства» (CUP), которые ратовали за начало процесса независимости в одностороннем порядке, получили абсолютное большинство депутатов (72 из 135) и 39,54% и 8,2% голосов соответственно — вместе 47,74%. Кандидаты, выступающие против независимости, получили в общей сложности 39,17% голосов. В эту группу входят Каталонская Социалистическая партия (PSC) с 12,74% (16 мест), поддерживающая реформу нынешней конституции Испании в федеральном направлении, «Граждане» (C’s) с 17,93% (25 мест в парламенте) и Народная партия (PP) с 8,5% (11 депутатов), которые позиционируют себя как защитники действующей конституции. Есть также политические силы, которые выступают за референдум по вопросу самоопределения, согласованный с Испанией, «Каталония, да, мы можем», поддерживаемая Podemos, c 8,94% голосов (11 мест) является наиболее известным примером. Стоит отметить, что различные испанские СМИ включают эти голоса в поле «нет». Однако этот анализ не совсем верен, поскольку в этой группе избирателей есть потенциальные сторонники независимости. Еще одним значимым показателем этих результатов является то, что ввиду высокой явки избирателей было установлено, что множественность позиций свойственна также тем, кто традиционно воздерживается от участия в голосовании. Считалось, что высокий уровень участия отмалчивающихся мог стать препятствием абсолютному большинству депутатов, выступающих за независимость. Естественно, идеальным инструментом для оценки степени поддержки независимости был бы референдум, но, как мы знаем, испанское государство не допускает его проведения. Кроме того, существует целая кампания по дискредитации движения за независимость и исполненный драматизма дискурс «испанской» стороны, вредящий дебатам, которые могли бы быть более мирными и рациональными. Испанское правительство критикует сторонников независимости за то, что они хотят установить границы и лишить каталонцев испанского гражданства. Те в свою очередь говорят, что не собираются создавать границы хотя бы потому, что Каталония желает остаться частью ЕС, и не хотят лишать каталонцев испанского гражданства, хотя бы потому, что испанский закон этого не позволяет. Граждане Каталонской Республики смогут выбрать, оставаться ли им только с каталонским, двойным или только испанским гражданством. Испанское правительство в ответ гарантирует, что независимая Каталония окажется за пределами Европейского Союза, а каталонцы — без испанского гражданства.

Я пишу из Барселоны, где имел возможность воочию наблюдать за политическими событиями, читать прессу (испанскую и каталонскую) и беседовать с людьми. Поддержка независимости в значительной степени выросла, и на самом деле взгляды, доминирующие в каталонском обществе и обществе испанском, в целом различны. Согласно точке зрения каталонцев, с которой я соглашусь, существуют исторические, культурные и политические причины для права на самоопределение. Каталонцы являются древней нацией, которая хочет сама решать свое будущее. Многие стремятся к тому, чтобы у Каталонии было собственное государство. Они мобилизуются вокруг проекта будущего, который видят интегрирующим и открытым всему миру. Те, кто смотрят на это с опаской и называют подобные амбиции «националистическим эгоизмом», не должны забывать, каким был национализм экспансионистский и угнетающий, реализующий имперские проекты, в целом вызвавшие страдания и войны. В прошлом каталонский язык был запрещен и преследовался испанским национализмом, и даже сегодня он не является официальным языком Европейского Союза. Культурное и политическое разнообразие есть ценность, которая заслуживает того, чтобы ее поощрять и хранить.

Важно, чтобы Каталония могла определять свое будущее. Не стоит пренебрегать той преобразующей и вдохновляющей силой, которой обладает этот демократический и мирный процесс. Если таковым будет желание большинства каталонцев, поддержим строительство нового государства, новой страны. Испания также может извлечь из этого пользу и совершить преобразования. Скандинавия состоит из нескольких государств, но это не мешает ей по-прежнему оставаться одним из процветающих регионов мира. Не бойтесь перемен или демократии. Кто знает, может быть, в будущем вместо анализа причин упадка народов (Иберийского) полуострова, как это сделал в 1871 году Антеро де Кентал (Antero de Quental), мы будет анализировать причины их возрождения и расцвета. И Каталония сыграет здесь важную роль. Сотрудничество в свободе, равенстве и братстве сделает нас сильнее.

Автор — исследователь в Лиссабонском Университете, магистр политологии и международных отношений