Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Будут ли чужие самолеты защищать родное небо?

Российские МиГи пока все еще охраняют болгарское небо. Но надолго ли?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе произошло событие, вызвавшее немало последствий в верхах болгарских вооруженных сил — требование отставки, объявление об отставке, отказ от отставки. Речь идет о проекте изменений в Законе об обороне, согласно которым «охрана воздушного пространства Республики Болгария осуществляется Болгарской армией самостоятельно или совместно с вооруженными силами союзнических государств».

На этой неделе произошло событие, вызвавшее немало последствий в верхах болгарских вооруженных сил — требование отставки, объявление об отставке, отказ от отставки. Речь идет об оповещенном Министерством обороны проекте изменений в Законе об обороне, согласно которым «охрана воздушного пространства Республики Болгария осуществляется Болгарской армией самостоятельно или совместно с вооруженными силами союзнических государств». В ответ на это предложение сразу же последовали столь бурные реакции, как будто оно уже стало фактом. Заговорили о потере суверенитета, о том, что в болгарском небе, по линии НАТО, будут летать турецкие военные самолеты. Оппозиционные БСП и «Атака» потребовали отставки министра обороны Николая Ненчева.

В отставку, однако, подал не он, а командующий болгарских ВВС генерал Румен Радев. Ответ на вопрос «Почему?» тесно связан с другим вопросом — что привело к «нищенскому» положению нашей военной авиации? Премьер Борисов обратился с этим вопросом к генералу, который выявил следующие мотивы:
 
— количество исправных истребителей, предназначенных для несения боевого дежурства в рамках миссий НАТО Air Policing и для проведения летательной подготовки — крайне недостаточно;
 
— число подготовленных летчиков снижается, они летают крайне мало, что не только увеличивает вероятность тяжелых авиационных происшествий, но и приводит к невозможности подготовки молодых летчиков, к перегрузкам и преждевременному старению наличного летного состава;
 
— принятые в качестве обязательства руководством Министерства обороны сроки заключения контрактов на ремонт и поставки самолетов МиГ-29 не выполнены, и пока остаются неясными;
 
— разработанный руководимой генералом Радевым командой проект приобретения нового боевого самолета с обоснованной конкретной программой не внесен на обсуждение в Совет министров, несмотря на принятые обязательства;
 
— на фоне общей тяжелой ситуации несколько месяцев подряд полеты дополнительно ограничиваются из-за нехватки топлива.
 
В ответ на это премьер-министр Бойко Борисов пообещал выделить 40 миллионов евро для самых неотложных нужд ВВС, и убедил генерала Радева отказаться от отставки.
 
Но Болгария по-прежнему стоит перед угрозой невозможности охранять свое небо, так как рассчитывает на порядком устаревшие истребители МиГ-29 еще советского производства, из которых всего четыре располагают летным ресурсом, а до середины следующего года их останется всего два. Болгарским властям не удалось договориться с Россией о продолжении их поддержки, и они намерены возложить их ремонт на Польшу. Российская сторона, однако, возражает, что поляки не располагают необходимой лицензией, и подобный договор невозможен.
 
Кроме того, в казне нет тех 500 миллионов евро, которые министр обороны требует на закупку новых самолетов натовского производства. Поэтому, по-видимому, нам следует начинать привыкать к идее, что чужие самолеты в нашем небе — не вражеские, а союзнические, т.е. — «братские», как во времена Варшавского договора.