Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай намерен активизироваться на Черном море; подготовка почвы в Грузии

© AP Photo / Shakh AivazovДевушки в грузинских национальных костюмах на празднике в Тбилиси
Девушки в грузинских национальных костюмах на празднике в Тбилиси
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К настоящему времени Китай стал третьим по величине торговым партнером Грузии после Турции и Азербайджана, опередив при этом Россию. Во-первых, по сравнению с Турцией и Азербайджаном, Китаю проще работать с Грузией, которая находится в геополитическом конфликте с Россией. Во-вторых, Грузия необходима Китаю для того, чтобы обеспечить выход к Черному морю.

В прошлой статье я написал о том, какую мощь представляет Китай в Евразии, нарисовав образ «Шелкового пути» немного в ностальгической форме. О сказочных «шелке и крестах» я рассказал немало. Между тем в настоящее время сам «Шелковый путь» может много чего поведать об истории 20 века.

Моя предыдущая статья была опубликована три месяца назад. За это время произошел ряд событий, которые дают почувствовать возросшее влияние Китая в Грузии.

В этой статье я хотел бы поразмышлять о быстро растущем влиянии Китая в Грузии, которая после своей независимости пошла по западному пути с точки зрения реальных проблем.

Отсутствие отношений со сверхдержавой в прошлом

Когда я учился в Грузии, мне рассказали один анекдот. Когда китайцы спросили у грузинов про численность их населения, они ответили - четыре миллиона. «Так мало?! Хватит двух-трех гостиниц!» — рассмеялись китайцы.

Похоже на черный юмор, в котором высмеивается миллиардное население Китая и малочисленное население Грузии.

В целом в Грузии по-разному воспринимают Японию и Китай. По всей видимости, это характерно для всего бывшего СССР.

Люди восхваляют Японию, которая преуспела в модернизации, сохранив свои традиции. При этом Китай воспринимается как огромная и не очень приятная восточная сверхдержава.

Другими словами, в таких далеких странах, как Грузия, имидж и Японии, и Китая был несколько преувеличен. Мне кажется, некоторым японцам, приезжавшим в Грузию, это помогало, а некоторых, наоборот, заставляло испытывать противоречивые чувства. Итак, нам необходимо вернуться к реальности.

Смена министра иностранных дел Грузии

1 сентября в Грузии сменился министр иностранных дел. Новым министром был назначен Георгий Квирикашвили, который также занимает пост министра экономики и устойчивого развития.

На пресс-конференции Квирикашвили подчеркнул, что Грузия и впредь будет придерживаться европейского курса. При этом примечательно то, что новый министр сказал о Форуме шелкового пути, который пройдет в октябре по инициативе Китая, и развитии порта Анаклия, в котором заинтересована КНР.

Квирикашвили коснулся не только интеграции с Западом, но и необходимости становления Грузии в качестве транзитной страны между Востоком и Западом. В то же время премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили также высказался об укреплении отношений с Китаем и странами Ближнего Востока.

Рассмотрим биографию нового министра иностранных дел. В Иллинойсском университете он изучал финансы. Затем работал в банке и администрации, а также был депутатом парламента от новой консервативной партии. После этого он был назначен генеральным директором банка «Карту».

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили


Банк «Карту» был основан олигархом Бидзиной Иванишвили, который ранее находился в должности премьер-министра. Квирикашвили стал министром экономики, когда Иванишвили убрал администрацию Михаила Саакашвили и сформировал новую власть. То есть Квирикашвили практически не имеет никакого отношения к дипломатии: в основном он был связан только с экономической сферой.

Его биография серьезно отличается от биографии прежних министров иностранных дел, которые находились в тесных взаимоотношениях с западными странами (прежний министр занимался вопросами интеграции с Европой; Майя Панджикидзе работала послом Грузии в Германии).

Велика вероятность того, что за сменой министра иностранных дел, которая произошла именно сейчас, стоят отношения с Китаем, серьезно укрепившиеся за последние полгода.

Как я уже сказал, в середине октября Грузия примет крупный международный саммит, посвященный «Шелковому пути». Знаменосцем этого мероприятия был именно Квирикашвили, ставший новым министром иностранных дел.

Китай укрепляет влияние

9 марта этого года Квирикашвили, служивший вице-премьером и министром экономики, посетил Китай. Он провел переговоры с главой Фонда шелкового пути о возможности заключения соглашения о свободной торговле. Тогда же стороны договорились, что Грузия примет первый международный форум «Великий Шелковый путь».

Фонд шелкового пути был создан в ноябре 2014 года по инициативе Си Цзиньпина. В феврале он начал работать.

В будущем капитализация фонда должна составить 40 миллиардов долларов. Японские СМИ неоднократно сообщали о том, что этот фонд будет инвестировать строительство гидроэлектростанции в Пакистане. Квирикашвили отправился в Китай сразу же после того, как заработал этот фонд. Можно сказать, что выбор пал именно на него.

В мае Грузию посетил министр сельского хозяйства Китая. В июне с трехдневным визитом в Грузии находился заместитель председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэнь Чанчжи, осмотревший компании, в которые инвестирует Китай, а также винные заводы.

В июле в Китай отправился министр сельского хозяйства Грузии. Состоялось заседание рабочей группы по сотрудничеству в области сельского хозяйства. В августе в Пекине побывал заместитель министра иностранных дел Грузии. Также в августе в Тбилиси прошел Форум Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB), в ходе которого президентом AIIB был избран бывший замминистра финансов Китая Цзинь Лицюнь.

О смене министра иностранных дел Грузии было объявлено непосредственно перед визитом грузинского премьер-министра в Китай.

Ожидания Грузии

Грузинская сторона надеется на китайские инвестиции, а также на укрепление экономических отношений с Китаем. Конечно же, Грузию привлекает китайский рынок. Кстати, в первой половине 2015 года по объему закупок грузинского вина Китай оказался на пятом месте, вслед за Россией, Казахстаном, Украиной и Польшей.

В этом году цены на виноград упали, что вызвало хаос на сельскохозяйственном рынке. В этих условиях, возможно из-за войны, экспорт вина в Россию и Украину упал в два раза по сравнению с прошлым годом, в связи с чем правительство находится в активном поиске новых каналов экспорта.

Объемы экспорта в КНР постепенно растут (760 тысяч бутылок в квартал). В этом смысле Грузия также возлагает большие надежды на Китай.

В начале сентября в Даляне прошел форум Летний Давос, который постелил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. На форуме он подчеркнул необходимость укрепления отношений с Китаем.

Кроме того, он провел переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, а также посетил компанию Dalian Locomotive and Rolling Stock, подписав меморандум о возможности строительства завода в Грузии. Как я упоминал в прошлых статьях, Грузия представляет интерес и с точки зрения железнодорожных сообщений.

В грузинскую делегацию также входили новый министр иностранных дел, министр экономики, глава Аджарской автономной республики Арчил Хабадзе, директор АО «Грузинская железная дорога» Мамука Бахтадзе, представители правящей партии и другие политики.

Как сообщалось в Японии, развитием порта Анаклия будут заниматься предприятия из Китая и США, однако можно сказать, что предпочтение отдается именно КНР.

По товарообороту Китай уже находится на третьем месте

Панорама Тбилиси


На самом деле, Китай уже стал третьим по величине торговым партнером Грузии после Турции и Азербайджана, при этом опередив Россию. Пока это всего лишь одна четвертая от объема торговли со странами ЕС и СНГ, однако можно спрогнозировать серьезный рост.

Одна из причин заключается в том, что по сравнению с Арменией и Азербайджаном Китаю проще работать с Грузией, которая находится в геополитическом конфликте с Россией, где также много православных. Дело в том, что армянская диаспора обладает мощным экономическим влиянием в России и западных странах, а Азербайджан находится в тесных отношениях с Турцией.

Также Грузия необходима Китаю для того, чтобы обеспечить себе выход к Черному морю между Россией и Арменией. Это напоминает о том, как в первой половине 20 века Япония также проявляла серьезный интерес к Грузии и другим кавказским регионам.

Форум «Великий Шелковый путь»

Итак, на фоне обмена визитами высокопоставленными чиновниками с 15 по 16 октября в Тбилиси пройдет Форум «Великий Шелковый путь».

На форуме выступят премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, а также председатель СУАР Шохрат Закир.

Два раза в неделю между Урумчи и Китаем выполняется регулярный рейс. Таким образом Китай пытается распространить свое влияние на регионы, находящиеся на «Шелковом пути», несмотря на существование серьезных проблем.

От США в форуме примет участие заместитель министра торговли США Брюс Эндрюс. Кроме того, министр по делам культуры, молодежи и социального развития ОАЭ шейх Нахайян, активно инвестировавший в Грузию, также посетит форум.

Известно, что он обладает долевыми правами в Пакистане, где Инфраструктурный банк осуществил свои первые инвестиции. В этом смысле его выступление может представлять большой интерес.

Большинство докладчиков являются представителями Китая. Мощные позиции Китая и количество участников из западных и восточных стран поражает.

При этом представителей России ожидается совсем немного. От Японии участие примет только один человек. Очевидно, что в ближайшем будущем в связи с Грузией между США и Китаем могут начаться трения. При этом в форуме примут участие три докладчика от Азиатского банка развития, созданного по инициативе Японии и США.

Теорией «Шелкового пути», предложенной в 19 веке европейскими учеными, в 21 веке в совершенстве овладел Китай - после того, как в 20 веке ее исследовала Япония, а СМИ распространили информацию об этом пути.

Очень жаль, что Япония практически никак не заявит о себе на форуме, который посвящен «Шелковому пути» и который пройдет в Грузии, находящейся в дружеских отношениях с Японией. Тем не менее, можно сказать, что и в дальнейшем стоит пристально следить за дипломатией «Шелкового пути» Китая.