Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политика Москвы в области экспорта вооружений

Война в Сирии заставляет обратить внимание на российские поставки вооружений. Второй по значимости экспортер оружия в мире использует этот инструмент и в стратегических целях.

© РИА Новости Игорь Зарембо / Перейти в фотобанкУдарные вертолеты МИ-24 во время репетиции военно-морского парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Ударные вертолеты МИ-24 во время репетиции военно-морского парада в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российское оружие остается привлекательными для большого количества стран. Оно дешевле западных аналогов, а иногда сопоставимо с ними. Кроме того, Россия, с точки зрения многих стран, является привлекательным поставщиком: она практически не связывает торговлю оружием с политическими условиями. Тем не менее Кремль проводит свою политику с помощью военных сделок.

Глобальный рынок вооружений процветает. По оценке американской информационной службы IHS, в 2015 году объем заключенных контрактов в области вооружений составил около 70 миллиардов долларов, что означает увеличение на 13,4% в сравнении с показателями прошлого года. Главными причинами подобного развития, по мнению экспертов компании IHS, является ситуация на Ближнем Востоке, а также в Восточной Азии и Юго-Восточной Азии. Крупнейшим экспортером в мире являются Соединенные Штаты, а за ними следует Россия.

Таким образом, рынок вооружений находится в благоприятном состоянии, однако для России условия сложнее. Как считают эксперты IHS, Россию, столкнувшуюся с экономическими санкциями со стороны Соединенных Штатов и Евросоюза, после рекордного 2014 года в 2015 году ожидает сокращение поставок вооружений на экспорт. По данным компании Рособоронэкспорт, в 2014 году объем поставок вооружений на внешние рынки составил 13,2 миллиарда долларов. Еще только предстоит проверить, насколько верными окажутся прогнозы на текущий год.

Россия в предыдущие годы постоянно удивляла увеличением своего экспорта вооружений. Десять лет назад эксперты исходили из того, что «военно-промышленный комплекс» России держится лишь на своих старых запасах; и мало кто верил в его инновационные способности. И, действительно, сегодня он сталкивается со структурными проблемами: недостаток специалистов, устаревшие средства производства, а также коррупция. Была также проведена конверсия, то есть многие военные предприятия перешли на производство гражданских товаров. Кроме того, ожидалось, что страны с развивающейся экономикой перестанут быть клиентами России либо потому, что они все больше сами будут производить оружие, либо потому, что смогут позволить себе более дорогие западные виды вооружений, составляющие конкуренцию российским образцам.

Китай и Индия — главные покупатели

Прогнозы оправдались, хотя и не в полной мере. Китай, который до 2005 года был самым главным покупателем, в последовавшие годы утратил свое значение по причине стремительного роста собственной промышленности. Кроме того, Москва отказалась удовлетворить многочисленные запросы китайской стороны после того, как неоднократно современные российские образцы вооружений были скопированы с помощью так называемой обратной разработки (Reverse Engineering). Индия взяла на себя роль самого главного покупателя. А еще добавились новые клиенты, в том числе такие страны, как Алжир, Ирак, Ливия, Перу, Уганда, Венесуэла и Вьетнам, что позволило России компенсировать сокращение объемов поставок вооружений в Китай. В целом Россия в течение десяти лет смогла почти в три раза увеличить свой экспорт оружия.

Актуальный портфель заказов представляется в России ежегодно. И он показывает, что санкции в лучшем случае оказывает лишь косвенное воздействие. Китай в 2014 году сместил Индию и стал крупнейшим покупателем — его закупки составили 2,3 миллиарда долларов, тогда как Индия приобрела вооружений на сумму 1,7 миллиарда долларов. В целом Азия является привлекательным рынком для российских оборонных компаний. Столкнувшись с агрессивной политикой Китая в отношении своих соседей в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, многие страны этого региона стали укреплять свои вооруженные силы. Вьетнам в прошлом году приобрел у России военную технику на 1 миллиард долларов. В начале сентября Индонезия объявила о своем намерении приобрести 16 многоцелевых боевых самолетов Су-35С Flanker K. По оценке экспертов, сумма этого соглашения также составит около 1 миллиарда долларов.

Российский экспорт определяется политическими и экономическими соображениями. В том числе по этой причине президент Путин называет Китай стратегическим партнером. Однако Москва поставляет оружие почти всем соседям Китая, находящимся в конфликтных отношениях с Пекином. Здесь для России экономические соображения перевешивают желание учитывать чувствительность Китая. Однако в определенных границах: Россия вряд ли будет поставлять вооружения Тайваню или Пакистану — слишком значительными являются политические соображения в отношении таких крупных покупателей, как Китай и Индия.

Поставки как Армении, так и Азербайджану

Интересным представляется также пример Армении и Азербайджана, которые конфликтуют между собой по поводу территории Нагорного Карабаха. В данном случае Россия поддерживает обе стороны: своего союзника Армению с помощью военной техники, гарантий, а также с помощью военного присутствия, а Азербайджан — с помощью танков, а также с помощью наземных систем противовоздушной обороны. Однако первые из указанных не имеют большой ценности в условиях гористой местности, тогда как система противовоздушной обороны не особенно нужна против такого противника, как Армения, которая не обладает серьезными военно-воздушными силами. Это означает, что Россия, благодаря тонкой политике, имеет деловые отношения с обеими сторонами, не нарушая существенным образом баланса сил в этом регионе.

И на Ближнем Востоке Россия за счет продажи оружия зарабатывает немало денег. С Ираком Россия в 2012 году заключила договор на сумму свыше 4,2 миллиарда долларов, с Египтом в 2014 году, по имеющимся данным, — на 3,5 миллиарда долларов. Алжир — также хороший клиент — несколько недель назад сообщил о приобретении дополнительного количества российских боевых самолетов — там речь идет о третьей партии из 14 самолетов Су-30МКА Flanker на сумму около 1 миллиарда долларов.

Иран хотел еще в 2009 году приобрести зенитно-ракетные комплексы С-300. Однако эта сделка была остановлена по политическим причинам: русские хотели тогда добиться от Соединенных Штатов включения защиты от баллистического управляемого оружия в Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. После достижения договоренности между Соединенными Штатами и Ираном весной этого года Россия вновь пообещала поставить Ирану свои зенитно-ракетные комплексы.

Режим Асада имеет значение по многим причинам

В Сирию Россия уже давно поставляет вооружения через свою военно-морскую базу в Тартусе (это единственная российская база в Средиземном море). После введения западными странами эмбарго в отношении Дамаска, корабли российского военно-морского флота стали выполнять транспортные функции. Поставки оружия в Сирию определяются в первую очередь геополитическими соображениями. Большая часть уже поставленных вооружений и боеприпасов имели, судя по всему, решающее значение для сохранения власти сирийского президента.

Режим Асада важен для России по многим причинам. Сирия является последним близким политическим союзником России на Ближнем Востоке, а с этой поддержкой Москва способна также набирать очки в Багдаде и Тегеране — хотя за это приходится платить свою цену, которая состоит в отпугивании государств Персидского залива. С помощью своего военного вмешательства в Сирии Россия пытается взять на себя роль определяющей порядок державы и стать почти вровень с Соединенными Штатами. Однако речь идет также о том, чтобы на глобальном рынке вооружений продемонстрировать боевые качества российского оружия. И Россия не хочет терять богатого покупателя, хотя Асад в настоящее время, естественно, не является платежеспособным. Воспоминания о свержении Каддафи все еще сохраняются в памяти: это был во всех отношениях неприятный опыт для Москвы.

И в Латинской Америке речь идет о геополитике: так, например, с Венесуэлой и Никарагуа налажено сотрудничество в военной области, и делается это для того, чтобы продолжать демонстрировать Соединенным Штатам свои претензии на статус глобальной державы.

Нефть и газ - намного важнее


России постоянно удается открывать для себя новые рынки и заменять старых покупателей — таких, к примеру, как Ливия или многие государства Восточной Европы. Российские образцы вооружений остаются привлекательными для большого количества стран. Они дешевле западных аналогов, а в некоторых областях они сопоставимы — в качестве примера можно привести боевые самолеты, вертолеты и наземные установки противовоздушной обороны. Кроме того, Россия, с точки зрения многих стран, является привлекательным поставщиком, поскольку свою торговлю боевой техникой она почти не связывает с каким бы то ни было политическими условиями. Тем не менее, Кремль с помощью подобных сделок проводит свою политику.

Разумеется, значение оружия во внешней торговле значительно отстает от нефти и природного газа. Так, например, Россия экспортировала в 2014 году товаров на 507 миллиардов долларов, и это означает, что доля экспорта вооружений составляет, соответственно, около 3%, тогда как доля экспорта нефти и природного газа составляет почти 65%. Сокращение экспорта вооружений было бы для России болезненным — и не только с финансовой точки зрения. Однако пока нет указаний на то, что Россия может на длительное время потерять свое место на глобальном рынке вооружений.