Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нефтяная составляющая латышских разборок

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При всем уважении к странам-участникам процесса не будем преувеличивать их значения. Думается, ни Казахстан, ни Польша не являются непосредственно заинтересованными государствами - они в данном случае скорее агенты влияния более мощных держав. Латвия же вообще просто песочница, в которой идет большая игра, и кому-то явно достанется совочком по головке

"Казмунайгаз" или PKN Orlen? Для подавляющего большинства жителей Латвии названия из этой альтернативы пока ничего не говорят. Однако речь идет о том, какая сторона - казахстанская или польская - будет контролировать государственный пакет акций компании Ventspils nafta. И кому достанется львиная доля доходов от транзита сырой нефти через Латвию?

При всем уважении к странам-участникам процесса не будем преувеличивать их значения. Думается, ни Казахстан, ни Польша не являются непосредственно заинтересованными государствами - они в данном случае скорее агенты влияния более мощных держав. Латвия же вообще просто песочница, в которой идет большая игра, и кому-то явно достанется совочком по головке.

Итак, если нефтетранзит через ЛР де-юре перейдет к компании из Польши, самого преданного стратегического союзника Соединенных Штатов, то это будет означать коренное и необратимое изменение политико-экономического баланса в нашей стране в пользу атлантистов. Тогда и президент Сандра Калниете будет, и ракеты, направленные на Беларусь, и депортация "нелояльных" русских. Отдельный вопрос: а откуда нефть взять в этом случае? Мажейкяйский НПЗ, который уже приобрел PKN Orlen, быстро пересох.

В случае же победы казахского претендента в формально евросоюзной и североатлантической Латвии мощно пропишется евразийский фактор. Учитывая особые отношения президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, можно не сомневаться - Астана на новом участке не подведет. Стратегический инвестор из страны-члена Договора о коллективной безопасности обретет и сопутствующее влияние, скажем, на строительство военных объектов НАТО близ своей инфраструктуры.

Транзитные пути издревле, а в XX веке особенно, являлись причиной конфликтов. Желание России продлить стальной Великий Сибирский путь до Желтого моря привело к войне с Японией. Немцы и австрийцы строили дорогу Берлин - Константинополь - Багдад, но на пути встала несгибаемая Сербия, и все закончилось I Мировой. В 1956 году бились за Суэцкий канал, а в 1989-м - за Панамский.

Иное дело, что всегда это прикрывалось фразами о борьбе за идеалы европейской цивилизации, за интересы славянства, против международного терроризма и наркомафии, а также за право наций на самоопределение. В этом году латвийский тренд объявлен такой: "Ар демократию прет цинисму".

Под этим лозунгом активисты партии Jaunais laiks намерены пробежать эстафету от Риги к Вентспилсу, передавая друг дружке меморандум о демократии. Я плакал. . . Понятное дело, самые высокооплачиваемые пиарщики сейчас уже пашут, аж дым идет, на "оранжевых" и "зеленых", а Jaunais laiks остался второй сорт.

Слабо работают. Нет чтоб заявить прямо: "Мы, наймиты глобализации, идем на Вентспилс, чтобы зачистить поляну для американцев". Кстати, может, части электората это бы понравилось? Ведь в Латвии по-прежнему много любителей Голливуда, кока-колы, Майкла Джексона и силиконовых Барби.

Разумеется, сами наезды на мэра Лембергса со стороны партии Репше не означают, что транзитный сюзерен из Виндавы - ангел во плоти. Его политика в отношении "трубы" давно свелась к известному тезису: "Так не доставайся же ты никому". Но тем, кто обслуживает в ЛР геоэкономические интересы Америки, лучше бы провести эстафету Рига - Резекне.

Так сказать, в свете вновь открывшихся обстоятельств. А в качестве переходящей палочки лидера могли бы послужить сосиски Резекненского мясокомбината, управляемого депутатом Jaunais laiks.