Российский концерн «Калашников» провел испытания нового наземного боевого робота «Соратник» в условиях, «приближенных к боевым». Эта российская разработка указывает направление, в котором будут развиваться армии мира, все чаще применяя беспилотные системы во время будущих конфликтов.
«Боевую автоматизированную систему (БАС) „Соратник" испытали в условиях, максимально приближенных к боевым. Эти испытания подтвердили характеристики комплекса и доказали возможность использования данной роботизированной системы при температуре воздуха выше 30 градусов по Цельсию», — заявил представитель пресс-службы «Калашникова» информационному агентству ТАСС.
Пока нет никаких убедительных свидетельств, указывающих на то, что Россия испытывает беспилотные наземные машины в реальном бою, если не считать довольно простых роботов-саперов и машины по обезвреживанию боеприпасов. По сообщению ТАСС, испытания машины «Соратник» проводились в Сибири, однако из имеющихся фотографий трудно понять действительно ли это так.
«Не исключено, что „Соратник" испытывали в Сирии, учитывая то, что Россия проводила там испытания беспилотных машин разминирования, и теперь намеревается использовать их в войсках, — говорит Сэмюэл Бендетт (Samuel Bendett), работающий в Центре военно-морского анализа и специализирующийся на российской робототехнике. — Отсутствие четких фотографических материалов об испытаниях „Соратника" может быть связано с тем, что этот робот выполнял боевые задачи, в то время как другие беспилотные автоматизированные системы занимаются миротворчеством и разминированием».
Русские надеются, что со временем им удастся создать большой парк наземных беспилотников, и «Соратник» является провозвестником будущего. «Русские испытывают самые разные беспилотные системы для их применения в боевых условиях, разрабатывая опытные и экспериментальные образцы и проводя с ними серьезные и жесткие испытания, — говорит Бендетт. — Они также открыто заявляют, что беспилотные системы станут важным компонентом вооруженных сил в будущих войнах».
Кроме экспедиционных операций, русские наверняка испытывают свои беспилотные системы в регионах с суровыми климатическими условиями, скажем, в Арктике. «Российские руководители неоднократно выступали с заявлениями о том, что стране необходимы беспилотные системы для охраны ее протяженных границ, — отмечает Бендетт. — Так что со временем могут состояться испытания таких машин для их будущего применения в пограничных войсках, на севере и в тихоокеанском регионе».
Русские могут использовать свои беспилотные наземные машины в разном качестве: для эвакуации раненых, для перевозки различных предметов снабжения и даже для оказания огневой поддержки. «Они ведут разговоры о применении БАС для эвакуации раненых, для транспортных перевозок и для осуществления боевой поддержки», — говорит Бендетт.
Со временем Россия может приступить к экспортным продажам этих систем, однако данная техника пока далека от совершенства, и вначале Москва должна принять ее на вооружение в собственной армии. «Возможен экспорт в ограниченных количествах и в таких версиях, которые будут отличаться от систем, поставляемых в российские войска, — сказал Бендетт. — Ведь русские еще пока сами не приняли их на вооружение, да и техника недостаточно отработана, чтобы говорить о массовых экспортных поставках».
Со временем Россия (и другие страны) получат это оружие. И Пентагону надо быть готовым к этому моменту.