Серия публикаций в немецких СМИ о сюжетах российской жизни вписывается в привычную для западных медиа схему «в России все плохо». В таком ключе издания писали о равноправии мужчин и женщин, жизни в Чеченской республике, инцидентах с применением холодного оружия, произошедших в нескольких российских школах.
«В начале XX века российские женщины завоевали множество прав в результате упорной борьбы. Сегодня, 100 лет спустя, они все чаще подвергаются дискриминации» — так начинается материал радиостанции «Миттельдойчеррундфунк» (19.01). Поводом для рассуждений стал иск двух стюардесс к компании «Аэрофлот» по поводу «дискриминационных» требований, в частности, к размеру одежды бортпроводниц.
«Правда, равенство полов зафиксировано в конституции Российской Федерации, но закону, который предусматривает меры против дискриминации женщин, на протяжении многих лет чинят препятствия в Госдуме. При этом закон на самом деле был бы срочно необходим: ни в одной стране мира женщинам не запрещено столько профессий, сколько в России. А за работу, которую им разрешается делать, им в среднем платят на треть меньше, чем коллегам-мужчинам», — говорится в материале.
«Страна радуется сексизму, причем вне зависимости от принадлежности к полу, — утверждает „Миттельдойчеррундфунк". — Недавно пара голых россиянок протестовала перед американским посольством — в поддержку Харви Ванштейна… И все это легитимируют государственные телеканалы: там смеются над жертвами голливудского режиссера и выражают ему сочувствие».
«Зюддойче Цайтунг» (21.01) поместила статью, в которойупрекает «российское государство в стремлении влиять на частную жизнь своих граждан». Публикация, которая начинается со слов о «новой программе «семьеведение», объявленной уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ Анной Кузнецовой, на самом деле посвящена «ужасам из Чечни».
Газета рассказала о том, что «Рамзан Кадыров создал комиссию, которая занимается воссоединением разведенных семейных пар, «причем то, как давно они находятся в разводе, не играет никакой роли». В целом суть статьи сводится к тому, что «глава республики оправдывает своевластие борьбой против исламистов, а сам одновременно одобряет многоженство и браки с несовершеннолетними, запрещенными по российскому законодательству».
Заодно властям республики припомнили «произвол и пытки в отношении гомосексуалистов: шесть из сотни задержанных погибли в результате пыток, многие спаслись бегством за границей, некоторым предоставила убежище Германия». А для полноты картины издание привело данные опроса Фонда Генриха Белля трехгодичной давности, согласно которым «27% опрошенных чеченских женщин были насильно выданы замуж родителями, а 40% заявили, что они подвергаются в семье побоям».
Деловая «Хандельсблатт» (19.01) уделила внимание трагическим инцидентам с применением холодного оружия, произошедшим в Перми, Улан-Удэ и Челябинске. Недовольство издания вызвано тем, что «Министерство связи заблокировало множество групп в социальных сетях как превозносящие насилие», «тогда как следствие в отношении преступников, а также руководства школ (из-за халатности) еще идет».
Газета считает это «сомнительной» мерой: «последние годы российские власти многократно ужесточали контроль в сфере интернета — иногда под предлогом усиления защиты молодежи, но статистика не свидетельствует об улучшении ситуации».
«В действительности проблема вовсе не ограничивается интернетом: российские учителя жалуются на растущее насилие и агрессию учеников, — утверждает „Хандельсблатт". — Кстати, школьные психологи есть далеко не в каждом образовательном учреждении. Да и сами учителя все чаще заняты бюрократическими делами, и у них меньше времени на то, чтобы заботитья о проблемах своих учеников».
«Шпигель Онлайн» (20.01) рассказал о «забавном» видео «фривольных танцев» ульяновских курсантов-пилотов, «вызвавшем такие же дебаты, какие вызвали в 2015 году танцы в стиле тверк в исполнении школьниц из Оренбурга». Тогда «это не понравилось прежде всего консервативным политикам, которые посчитали, что такое выступление подрывает [имидж] страны.
При этом издание предпочитает не упоминать о том, что тогда, в апреле 2015 года, недовольство и возмущение — и не только политиков — было вызвано прежде всего тем, что несколько девушек танцевали тверк на территории музея-мемориала в Новороссийске, созданном в память героев обороны города в годы Великой Отечественной войны. Для того чтобы узнать это, читателю нужно открыть гиперссылку на статью под заголовком «Россия отправляет женщин в тюрьму из-за танца».
«Шпигель Онлайн», видимо, исходит из того, что немцу-обывателю все едино: Оренбург или Новороссийск, музей-мемориал и Великая Отечественная. Главное, напомнить о том, что в России женщин наказали за танец — просто и доходчиво.
И, конечно, издание не могло не воспользоваться резонансом, вызванным роликом ульяновских курсантов, чтобы в очередной раз напомнить о существовании в России «закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, нарушение которого грозит штрафом в размере до 2500 евро».
Чем ближе дата проведения зимних Игр-2018, тем чаще СМИ обращаются к теме участия российских спортсменов. Комментаторы не скрывают недовольства по поводу того, что Россия примет участие в Олимпиаде в Пхенчхане. «200 спортсменов в российской олимпийской команде?» — это крик души от «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» (22.01). «В 2014 году в Сочи российская команда включала 214 спортсмена, — писала газета. — На зимних Играх-2018 их может быть не меньше — несмотря на допинг-скандал».
«Хандельсблатт» (22.01), похоже, довольна тем, что у российских спортсменов, обратившихся с иском в Спортивный арбитражный суд в Лозанне (GAS) по поводу отстранения от зимних Игр-2018, «скорее, нет шансов» на успех. В прошлом Суд редко пересматривал свои решения, подчеркнула газета и напомнила о безуспешных обращениях в эту инстанцию немецкой конькобежки Клаудии Пехштайн (Claudia Pechstein) и испанского гонщика Альберто Контадора (Alberto Contador)
Само собой, «Хандельсблатт» не может не задать вопрос, который стал традиционным для немецких медиа с тех пор, как в западных СМИ началась кампания против России и стране начали приписывать государственную программу допинга: «Как относится Россия к обвинениям?»
«Русские далеки от того, чтобы признать вину, — заявляет издание. Политики-националисты даже хотят подвергнуть чиновников Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) уголовному преследованию».
Тем, что «Россия все еще не признала результаты расследования так называемого доклада Макларена», недовольна и радиостанция «Дойчландфунк» (21.01). «…По-прежнему нет признания того, что в стране существовала поддерживаемая программа допинга».
«Маловероятно то, что в России все еще существует допинг-система в прежней форме. Но пока русские не скажут наконец правду и не начнут сотрудничать в расследовании, верить им сложно», — резюмировал «Дойчландфунк».