Запад настроен по отношению к России враждебно, как никогда ранее, сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров в одном интервью российской газете «Коммерсант». Прав ли Лавров? На вопросы швейцарской телерадиокомпании SRF News отвечает историк Иероним Перович.
SRF News: Правильно ли это высказывание Лаврова?
Иероним Перович: Если он при этом имеет в виду новейшую историю России после развала Советского Союза в 1991 году, то он прав. Никогда еще отношения между Россией и Западом не были такими напряженными, как сейчас. Однако если мы вспомним о временах холодной войны, то с исторической точки зрения, это неверное высказывание.
— То есть, уже бывали времена, когда Запад был настроен по отношению к России по меньшей мере столь же враждебно, как сегодня?
— Да, 1950-е и 1960-е годы были крайне мрачным периодом с войнами представителей в Корее и Вьетнаме. В 1962 году в случае с кубинским кризисом дело чуть не дошло до ядерной конфронтации. А после ввода советских войск в Афганистан в 1979 году отношения были настолько плохими, что США и многие западные страны даже бойкотировали Олимпийские игры в Москве в 1980 году.
— Олимпийские игры и сегодня являются актуальной темой. Министр иностранных дел Лавров критиковал решение МОК отстранить российских спортсменов от участия в играх. Что ожидает Лавров от этого?
— Строго говоря, речь идет не о позиции Запада, а о решении МОК, международной организации. Русские обычно игнорируют это, отметают все факты и представляют все как враждебную западную политику.
— Стала ли тональность в отношениях Запада с Россией жестче?
— Многие говорят о новой холодной войне. Это верно только отчасти, потому что не существует никакой идеологической конфронтации между коммунизмом и капитализмом, нет никакого глобального соревнования. У России нет для этого ресурсов. Но настораживает тот факт, что риторика очень приблизилась к риторике времен холодной войны. К сожалению, этот симптом мы видим не только в России, но и в США. Это связано с тем, что США гораздо меньше связаны с Россией, чем, например, Европа.
Из Европы мы слышим скорее более мягкие нотки. Европейцы больше заинтересованы в том, чтобы отношения снова нормализовались.
— Можно ли, подводя итог, сказать, что эти высказывания Лаврова являются прежде всего внутриполитическим сигналом и в меньшей степени касаются отношений между Россией и Западом?
— Это уже выглядит как заговор, заговор внешних врагов против России и, конечно, также потенциальных внутренних врагов, управляемых Западом. Обычно Россию всегда представляют как жертву. При этом Россия, что касается этого допингового скандала, сама поставила себя в такое положение.
Иероним Перович — профессор восточноевропейской истории в Цюрихском университете.