Прошлый раз Андрей Звягинцев заставил нас пойти в кино в 2014 году, это был его фильм «Левиафан», элегантная библейская трагедия о жизни и смерти и о коррупции в Мурманской области. Картина вызвала большой интерес в мире, завоевала различные призы и доставила довольно крупные неприятности российским властям. В результате следующий фильм Звягинцева лишился государственной поддержки.
Трудно сказать, есть ли ли непосредственная связь между отказом в государственной поддержке и острым сюжетом «Нелюбви», тем не менее, этот фильм стал необычайно печальным портретом сегодняшней России.
Он описывает развод поразительно несовместимой супружеской пары среднего класса, Жени и Бориса, двенадцатилетний сын которых Алексей подслушивает их ссору и понимает, что ни один из его родителей не хочет взять его с собой в новую жизнь.
Исчезнувшая утопия
Метафора совершенно понятна. Россия — это семья в разводе. Тепло и единство исчезли, и ничто не говорит о том, что можно ожидать чего-нибудь еще, кроме пустоты. Народ России сегодня застрял в системе, где вера, оставшаяся от исчезнувшей утопии, стала достоянием нового государства и Православной церкви.
События фильма «Нелюбовь» происходят в 2012 году (так в оригинале статьи — прим.ред.), и постоянно появляющаяся война между Россией и Украиной, о которой рассказывают радио в машине или телевизор, напоминает нам, о чем собственно идет речь. Борис (Алексей Розин) и Женя (Марьяна Спивак) настолько заняты собой, что это выходит за рамки разумного. Борис боится потерять работу, потому что его руководитель — православный и выступает против разводов. Женя чувствует, что имеет право быть счастливой. В одной из сцен фильма она бежит на тренажере в одежде сборной страны. Вряд ли можно найти еще более печальную картину.
Ностальгия не помогает
В подобном рассказе актеры легко становятся скорее продуктом тематики, чем настоящими людьми. Тем не менее, их интерпретация настолько хороша, что поднимает повествование над довольно узкой идеей. Наиболее восхитительной является, может быть, абсолютно непримиримая мать Жени. Она пыталась предупредить, говорит она, но ее никто не слушал.
Красивые квартиры, машины, идеальные салоны и рестораны постоянно контрастируют с картинами, которые могли бы быть взятыми из фотоальбома о Чернобыле. Исчезло что-то важное. И мало указывает на то, что оно когда-нибудь вернется. Ностальгия — это совсем не шутка.