Морские порты играют важную роль в экономическом развитии стран в мире. На их долю приходится около 60% передвижения товаров, что делает их основным фактором развития внешней торговли, которая значительно возросла за последние годы из-за событий, происходящих на политической арене. Увеличилась региональная конкуренция в этом сегменте, ведущая к открытию или расширению новых портов и созданию новых навигационных маршрутов в разных странах. Очевидно, что важность портов быстро увеличивает их влияние на баланс политических сил и способность занимать определенные международные позиции.
Морские порты демонстрируют стремление стран доминировать в торговле и навязывать свое региональное и стратегическое влияние. Они становятся основными центрами международных конфликтов. Вновь возникающие кризисы трудно разрешить так, чтобы все получили политические и экономические выгоды.
Порт Мубарак аль-Кабир воспламеняет отношения между Кувейтом и Ираком
Министерство транспорта Ирака планирует строительство порта Аль-Фау аль-Кабир с 2010 года для транспортировки около 10 миллионов баррелей нефти в день в течение следующих десяти лет. Этот порт свяжет Персидский залив с Северной Европой через Турцию. А спустя год после запуска этого проекта, в 2011 году, Кувейт начал строительство порта Мубарак аль-Кабир на острове Бубиян, недалеко от побережья Ирака. Отсюда следует, что он является экономической альтернативой нефтяным ресурсам Ирака и средством для ежегодного увеличения объема импорта в Кувейт, а также коммерческим решением для увеличения инвестиций между Кувейтом и Ираком.
Этот порт вызвал новую кризисную ситуацию между двумя странами из-за того, что его строительство снизит важность иракских портов и ограничит навигацию по проливу Абдуллах, ведущему к портам Умм-Каср и Хор-аль-Зубайр. Это делает проект порта Аль-Фау аль-Кабир бесполезным, потому как он не сможет выполнять большую долю запланированных торговых сделок с Азией и Европой.
Нет сомнений в том, что вторая часть истории мало говорит об истинных стремлениях Кувейта, который хочет укрепить свой статус важного центра региональной экономики. Его порт состоит из 60 причалов, благодаря чему он может ежегодно получать около 1,8 миллиона контейнеров в год. Это поможет ему стать крупным центром региональной транспортной системы и важной частью в секторе транзитной торговли, а также одним из крупнейших портов в Персидском заливе. Эти результаты окажут негативное влияние на порты Ирака, поскольку уменьшат их значение и создадут трудности из-за того, что Кувейт планирует увеличить своей экономический потенциал на 45%.
Влияние Турции на суданский остров Суакин
СМИ сообщили о решении президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана принять участие в восстановлении суданского острова Суакин. Там находится самый старый порт Судана на побережье Красного моря, который является одним из важнейших торговых коридоров, через который проходит около 3,3 миллиона баррелей нефти в день. Этот крупный торговый порт связывает восточно-азиатские страны, такие как Китай, Индия и Япония, с Европой. Порт занимает второе место после Порт-Судана, построенного британцами в 60 километрах к северу от него.
Османский султан Селим I выбрал этот остров резиденцией наместника Абиссинии. После пришли британцы и построили новый порт в Порт-Судане, а роль Суакина в качестве важного торгового порта сошла на нет, пока он не был вновь открыт в начале 1990-х годов. Порт располагается недалеко от ближайших портов в Красном море. Он близок не только к саудовскому порту Джидда, но к Баб-эль-Мандебскому проливу и Суэцкому каналу, что делает его важным экономическим и стратегическим центром в арабском и африканском регионах.
Турция преследует целый набор целей в странах, омываемых Красным морем. Она не скрывает своего желания восстановить присутствие в Африке, как это было во времена Османской империи. Это совершенно очевидно из ее разговоров о намерении отреставрировать мечети на острове и побудить своих граждан на поездку на Суакин.
В прошлом году Катар открыл порт, стоимостью около 27,5 миллиардов риалов, после начала кризиса в Персидском заливе. Катар способен создать второй по величине морской порт на Ближнем Востоке для удовлетворения своих торговых потребностей и защиты внешнеторговых отношений после санкций и эмбарго, наложенных на него другими странами. В результате этих событий Катар перевел внимание с центра торговли эмирата Дубай, порта Джебель-Али, на порт Дохи, Хамад, что добавило ему некоторую независимость и экономический контроль, особенно после получения двух торговых партнеров — Кувейта и Турции.
Порт Хамад будет являться первым морским портом, в котором будут созданы мощности для хранения пищевых продуктов для обеспечения продовольственной безопасности в Катаре и регионе в целом. А к 2020 году он сможет получать около 7,5 миллионов контейнеров в год, что составляет 27% от общего объема региональной торговли на Ближнем Востоке, но Катар стремится к 35% к 2019 году.
Катар сможет получить крупнейшие торговые суда в мире, что поможет ему выйти из изоляции, а также сформировать новые экономические партнерства. А это в свою очередь означает диверсификацию экономической активности, увеличение экспорта и привлечение иностранных инвестиций в сектора, не связанные с нефтью, например в нефтехимическую промышленность.
Подобные экономические события сопровождаются торговым противостоянием между портами региона, которые могут нанести ущерб друг другу в отсутствие совместных стратегических планов сотрудничества. А разлад в отношениях в регионе может привести к ожидаемым сценариям и проблемам, которые затронут всех.
Катарские ворота в мировую торговлю, порт Хамад добавил к своей расширяющейся сети нового партнера «Хендай Мерчент Марин» (Hyundai Merchant Marine) для связи с Южной Кореей
Порт Джебель-Али — крупнейший морской порт на Ближнем Востоке и девятый в мире. Он отличается от порта Хамад несколькими нюансами, первый из которых — пропускная способность, а второй — опыт в торговле. Этим портом управляет пятая по величине в мире портовая компания, чья доля на мировом рынке судоходства составляет 9%. Поэтому не сложно представить себе ярость в региональной конкуренции.
Несмотря на все факты, доказывающие, что Дубай выигрывает у Международного порта Хамад, внезапные политические и стратегические сдвиги способны изменить ситуацию в будущем, особенно когда появляются новые конкуренты, такие как пакистанский порт Гвадар, который является ключевым элементом пути из Центральной Азии в страны Ближнего Востока и государства Персидского залива. Это новый инструмент давления на ОАЭ. Ожидается, что враждебность между Катаром и ОАЭ будет расти, особенно после борьбы эмиратов с этим проектом и оказания поддержки Пакистану и Индии.
В заключение можно сказать, что порты на Ближнем Востоке превратились в горячие точки и стали привлекательны для международных конфликтов. Порты — стратегическая цель, которая должна поддерживаться для обеспечения региональных, местных стратегических и экономических успехов, поскольку это основной путь международной торговли. Их влияние сможет проводить изменения в международной политике и региональных соглашениях, а также играть важную роль во время кризисов, навязанных государствами в битве за выживание сильнейших.