Дания вложит серьезные средства в оборону в грядущие годы и, в том числе, создаст элитные подразделения. В Норвегии и Финляндии политики тоже озабочены развитием ситуации в России и увеличивают отчисления на оборону. Кроме того, они начали крупные военные закупки.
Датское правительство решило существенно увеличить отчисления в военную сферу в ближайшие шесть лет. По сравнению с сегодняшними расходами на оборону, которые составляют 22 миллиарда датских крон в год (примерно 209 миллиардов рублей), оборонное ведомство в 2023 году получит минимум на 20% больше. Кроме того, будут «значительно» увеличены закупки вооружений.
Это результат недавно достигнутого политического соглашения. Датское правительство мотивирует наращивание вооружений тем, что действия России представляют все большую угрозу для страны.
Тревогу вызывает, например, то, что русские разместили ракетные комплексы «Искандер» в Калининграде. Оттуда они могут поразить цели далеко за Балтийским морем.
Глава датских военных Бьёрн Биссеруп (Bjørn Bisserup) принимал участие в политической работе и описывает увеличение расходов как необходимое изменение.
«В нашей части мира оставили свои следы действия России по отношению к Украине и аннексия Крыма, и поэтому необходимо увеличить оборонный бюджет», — сказал Бьёрн Биссеруп в комментарии новостному агентству Ritzau.
В качестве одного из элементов этого увеличения обороноспособности Дания создаст подразделение из 4 тысяч солдат с полным вооружением, которых можно будет быстро мобилизовать в случае военных действий за границей, в первую очередь — в Балтийском регионе. Это произойдет в случае, если НАТО вмешается в какую-нибудь кризисную ситуацию, и Дания как член организации будет помогать.
Датское правительство также будет уделять больше внимания спецвойскам. К 2023 году численность датского спецназа должна увеличиться более чем на 50%, и некоторые датские оборонные аналитики описывают эту меру как дешевый способ усилить международное положение страны, в особенности в рамках НАТО.
Солдаты спецназа выполняют особо рискованные задания, и это придает больший вес стране, которая таким образом может компетентно участвовать в разрешении конфликтов. Конечно, и опасность для членов спецвойск, которых отправляют на такие задания, особенно высока.
По словам датского правительства, нужда в спецназе и других военных есть и внутри Дании. Правительство хочет, чтобы появилась возможность более активно использовать военных для поддержки полиции, например, во время антитеррористических мероприятий.
Финляндия собирается вложиться в новые вооружения и оборудование для армии и киберобороны. Но заметнее всего — два крупных проекта, начатых вне рамок обычного оборонного бюджета.
Финский флот получит четыре корвета, стоимость которых, по оценкам, составит 1,2 миллиарда евро (примерно 84 миллиарда рублей).
А больше всего средств потратят на новые истребители, которые смогут заменить F-18 «Хорнет», которыми сейчас располагает Финляндия. Эти самолеты начинают устаревать, и Финляндия собирается купить штук 60 новых истребителей.
Это сделка станет крупнейшей в Европе, и оборонные предприятия, конечно, делают все возможное, чтобы получить такой выгодный заказ. Все-таки речь идет о контракте, который, по расчетам, будет оцениваться в сумму примерно от семи до десяти миллиардов евро.
Швеция тоже участвует в переговорах касательно этой покупки истребителей: Saab надеется продать свои новые самолеты «Грипен-Е». Но с ними конкурируют американские F-35 и F-18 «Супер Хорнет», французские «Рафаль» и европейские «Еврофайтер».
Как ожидается, Финляндия примет решение лишь где-то в 2020-2021 году.
Норвежские политики тоже решили больше вкладывать в оборону. Согласно новому долгосрочному плану, к 2020 году военные будут получать на 8 миллиардов крон (примерно 56 миллиардов рублей) больше.
По сравнению с бюджетом на 2016 год увеличение составит 16%. Это значит, что Норвегия, чей оборонный бюджет по сравнению с остальными скандинавскими странами относительно велик, станет еще сильнее.
Несмотря на это, норвежское правительство отдельно отмечает необходимость исправить то отставание, которое возникло ранее, когда отчисления на содержание вооруженных сил, вопросы боеготовности и прочее были недостаточными.
Кроме того, Норвегия собирается много вкладывать в новые вооружения. Страна покупает пять новых патрульных противолодочных самолетов P-8 «Посейдон» от компании «Боинг», новые подводные лодки немецкой «Тиссенкрупп», новую артиллерию у южнокорейской «Ханва» и, в первую очередь, новые истребители F-35 у «Локхид Мартин».
«Мы делаем большой экономический толчок, но мы также должны провести структурные изменения, чтобы добиться большей активности», — говорит Анн Кристин Сальбувик (Ann Kristin Salbuvik), заместитель директора в норвежском министерстве обороны.
Этими словами политики дают понять, что ожидают большей эффективности от самих военных и что речь идет не только о том, чтобы выделять больше денег.
В шведском правительство «Умеренные» и «Партия Центра» ранее пришли к согласию о том, чтобы в ближайшие три года отчислять дополнительно 2,7 миллиарда крон (примерно 19 миллиардов рублей) в год на военную и гражданскую оборону.
Шведский оборонный бюджет сейчас составляет 53,8 миллиардов крон (примерно 377 миллиардов рублей), включая расходы на подготовку к чрезвычайным ситуациям. Если исходить конкретно из этой суммы, речь пойдет об увеличении на 5%.
Сравнивать разные страны трудно, и один из докладов, который сделал шведский Институт тотальной обороны (FOI), свидетельствует, что скандинавские страны рассчитывают свои оборонные бюджеты по-разному. Например, есть разница в том, как оплачиваются кампании за границей, а также в выплатах пенсий военным.
Один из способов сопоставить скандинавские страны — посмотреть, сколько они тратят на оборону по сравнению с экономикой страны. Тут есть явственные различия. Но даже Норвегия, которая отчисляет на военные нужды больше всех в Скандинавии, не вкладывает в оборону определенные НАТО 2% от ВВП страны.
Великобритания, Эстония и Польша — вот те немногие, кто справляется с поставленной НАТО целью. Для сравнения, США вкладывают в оборону 3,6% от ВВП.