По прошествии нескольких относительно спокойных десятилетий США вновь решили вступить в публичное противостояние с Китаем из-за усиливающегося влияния Поднебесной в Латинской Америке. Но проблема состоит в том, что президенту США Дональду Трампу будет нелегко приобрести друзей в странах Латинской Америки, если он не перестанет оскорблять их.
В своем выступлении на тему политики США в Латинской Америке 1 февраля госсекретарь США Рекс Тиллерсон обвинил Китай в попытках «втянуть регион в орбиту своего влияния» и заявил, что «Латинской Америке не нужны новые имперские державы».
Кроме того, в подтверждение изменения политики США по отношению к странам Латинской Америки Тиллерсон уточнил, что доктрина Монро — декларация принципов внешней политики США, провозглашённая в XIX веке с целью недопущения вмешательства держав, находящихся за пределами американского континента, в дела Латинской Америки — «сохраняет свою актуальность».
Администрация бывшего президента США Барака Обамы ранее объявила, что доктрина Монро себя изжила. Эта внешнеполитическая стратегия была принята США для оправдания военных интервенций в XIX — начале XX века, хотя в последнее время трактовалась более благожелательным образом.
В своем выступлении Тиллерсон сказал, что Латинская Америка является «приоритетом для США» и что сейчас «есть историческая возможность» улучшить взаимоотношения между двумя полушариями. По его словам, в отличие от Китая, США «не стремится к заключению краткосрочных соглашений и несоразмерным прибылям» в этом регионе.
Нет сомнений, что влияние Китая в Латинской Америке неуклонно растет. В 2000 году доля импорта в латиноамериканские страны из США составляла около 50%, сейчас она сократилась до 33%. По данным исследования, проведенного Межамериканским банком развития, доля импорта товаров из Китая в общем товарообороте стран Латинской Америки выросла с 3% до 18% за тот же период времени.
Но Тиллерсон не сказал (и не скажет) ни слова о том, что Дональд Трамп несет значительную ответственность за ухудшение двусторонних отношений США и Латинской Америки после его прихода в Белый дом. По результатам опроса общественного мнения, недавно проведенного компанией Latinobarómetro, рейтинг популярности Трампа в регионе по шкале от 0 до 10 достиг рекордного минимума в 2,7 балла.
Миролюбивая речь Тиллерсона сильно контрастировала с предвзятым отношением Трампа к Латинской Америке как к региону производства наркотиков, преступников и насильников.
Приоритетным проектом Трампа является возведение стены на границе Мексики и США, обосновывая необходимость которой, он демонизирует иммигрантов из Мексики и Центральной Америки, говоря о том, что они способствуют росту преступности и распространению наркотиков в США. Кажется, что в мире Трампа нет хороших латиноамериканских иммигрантов.
Трамп также вывел США из Транстихоокеанского экономического партнерства, угрожает выходом из Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли с Мексикой и Канадой (NAFTA), подписал указ о депортации сотен тысяч граждан Сальвадора и Гаити.
Но пока Трамп оскорбляет Латинскую Америку, Китай добивается расположения этого региона. За последние четыре года председатель КНР Си Цзиньпин посетил уже три раза этот регион, а президент США Дональд Трамп не нанес ни одного визита в страны Латинской Америки.
Министр иностранных дел КНР Ван И (Wang Yi) находился с визитом в Южной Америке два раза за последние 15 месяцев, а Рекс Тиллерсон впервые приехал сюда на этой неделе.
Не вызывают удивления слова чилийского министра иностранных дел Эральда Муньоса (Heraldo Muñoz), произнесенные в прошлом месяце, о том, что наблюдается «вакуум лидерства» США в Латинской Америке и что «Китай воспользовался этой возможностью».
Если Тиллерсон действительно хочет наладить взаимоотношения с Латинской Америкой, он должен сказать президенту США, что необходимо продвигать положительную повестку дня в отношении региона и прекратить оскорблять его население. Если Трамп называет своих соседей «вонючими дырами» и угрожает выйти из торговых договоров, не стоит удивляться тому, что латиноамериканские страны встречают с распростертыми объятиями постоянно улыбающихся китайцев.