BILD: Господин Столтенберг, о министре обороны Урсуле фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) говорят как о вашей преемнице. Может ли госпожа фон дер Ляйен стать хорошим генеральным секретарем НАТО?
Йенс Столтенберг: Я ценю Урсулу фон дер Ляйен как прекрасного министра обороны и крупного политика. Но я занимаю этот пост лишь около трех лет. Так что немного рано гадать насчет моих преемников…
— Вы бы одобрили, если бы госпожа фон дер Ляйен осталась в новом кабинете Меркель министром обороны?
— Комментировать кабинет министров в Германии — не мое дело. Но я очень охотно и очень тесно сотрудничаю с министром обороны фон дер Ляйен.
— В Сирии США и Турция противостоят друг другу с различными интересами. Существует ли угроза военного конфликта между партнерами по НАТО?
— Мы должны сделать так, чтобы Турция и США сотрудничали друг с другом. Я призываю обе стороны пойти навстречу друг другу. Турция — незаменимый партнер в борьбе против террористической организации ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ, — прим. перев.) И Турция, США и все члены НАТО тесно сотрудничают в борьбе против террористов ИГИЛ.
— Как один из подписантов договора о РСМД США установили, что Россия нарушает его и собирается разработать, а также испытать новую ракету средней дальности. Модернизируя свой ядерный арсенал и проводя ядерные учения, Россия рискует спровоцировать новую ядерную гонку в Европе. Все партнеры по НАТО встревожены! Я призываю Россию соблюдать договор о РСМД и сделать свои оборонные проекты, а также военные учения прозрачными.
— А если Россия не последует этому призыву…?
— Договор РСМД — краеугольный камень европейской безопасности. Он позволил убрать из Европы атомные ракеты средней дальности. Именно это обеспечило Центральной Европе несколько десятилетий мира. Никто не может желать нового витка гонки вооружений. В том числе и Россия.
— В состоянии ли Германия после всех печальных сообщений о ситуации в бундесвере выполнять свои обязательства в рамках НАТО?
— Я ожидаю от всех партнеров по НАТО увеличения инвестиций в оборону. В период разрядки, как в 90-е годы, вероятно, можно было сокращать расходы на оборону. Однако актуальная ситуация с угрозой изменилась. Мы живем в очень опасные времена. Германия остановила сокращение расходов на оборону и приступила к их наращиванию. Это хорошее начало, но нам надо большего.
—…и тратить 2% ВВП на оборону?
— Мы совместно приняли решение о том, чтобы остановить сокращение расходов на оборону и двигаться к цели — 2% от ВВП. Германия, как и другие страны-члены НАТО, обязалась идти в этом направлении и начала наращивать расходы на оборону.
— С PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны) Европа строит собственную оборонную структуру. PESCO — конкурент НАТО?
— Нет. Я даже приветствую тот факт, что европейцы станут в будущем лучше сотрудничать друг с другом по вопросам обороны. Таким образом Европа сможет вносить более важный вклад в ситуацию в альянсе. Но PESCO не может заменить НАТО. После Брексита 80% всех расходов на оборону в альянсе лягут на плечи стран, которые не являются членами ЕС. Европа не может отказаться от НАТО.