Аналитики журнала «Экономист» (Economist) пишут, что американцы и их друзья, наблюдая за пусть и относительным, но очевидным упадком в стране, в которой состояние инфраструктуры сегодня — дорог, аэропортов, не говоря уже о школах, и так далее — находится в удручающем состоянии, убеждают себя в том, что США, тем не менее, в ближайшие десятилетия сохранят за собой позиции лидера в наукоемких отраслях. В первую очередь, они уверены, что ведущие позиции в мире сохранятся за страной в оборонной индустрии; элитные американские университеты, останутся, по их мнению, в верхних строках рейтингов, да и в технологических секторах американский бизнес будет, как они считают, занимать ведущие позиции в мире.
Даже очевидные факты, свидетельствующие о том, что США сегодня по ряду существенных экономических показателей уступают Китаю, скажем, по экспорту и объемам производства, а целый ряд экономистов прогнозирует, что к 2030 году Китай даже может обогнать США и по показателю ВВП, особого влияния на оценки американских оптимистов не оказывают. Эта группа экспертов пребывает в уверенности, что на ближайшую перспективу США в области высоких технологий вне конкуренции. А Силиконовая долина останется хабом, где генерируются инновационные идеи, разрабатываются наиболее успешные проекты и работают самые активные и эффективные компании.
Британские эксперты, однако, задаются вопросом: так уж ли эти утверждения бесспорны? За последние 20 лет скептицизм американцев в оценке серьезности и конкурентности китайских технологий прошел несколько стадий. Поначалу разговоры о китайских технологиях для американцев вообще были неактуальны, затем наступил период, когда китайский технобизнес рассматривали, как подражателей, или даже промышленных шпионов, а еще недавно Китай воспринимался как технологические «Галапагосские острова», где появляются новые изобретения, которым не суждено вырваться за пределы собственных границ. Британские эксперты считают, что сегодня как раз наступила тревожная для американцев четвертая стадия: существуют реальные опасения, что Китай уже подходит к паритету с США. «Экономист» цитирует специалиста из Силиконовой долины, который выразился предельно ясно: американская эра «технологического высокомерия» подходит к концу.
Главы китайских технокомпаний по-прежнему любят ездить в Калифорнию и даже инвестируют туда средства. Но, увы, у них уже нет прежнего благоговения перед американской Силиконовой долиной. По рыночной стоимости такие гиганты Поднебесной как «Алибаба» (Alibaba) и «Тенсент» (Tencent) уже в одной весовой категории с американскими «Альфабет» (Alphabet) и «Фейсбук» (Facebook). А в 2018-2019 году, можно ожидать появления акций новых китайских супер компаний, таких как «Диди Чусин» (Didi Chuxing, служба такси), «Энт Файнэншл» (Ant Financial, платежи) и «Луфакс» (Lufax, управление капиталом). Сегодня объем электронной торговли в Китае в два раза выше, чем в США, да и объемы перевода китайцами денег в одиннадцать раз превышают американские показатели.
Индустрия венчурного капитала в Китае на подъеме. Американцы возвращаются из поездок в Пекин, Гуанчжоу и Шэньчжэнь ошеломленные тем, как работает китайский бизнес. В прошлом году правительство Китая заявило, что к 2030 году страна будет лидером в области искусственного интеллекта (ИИ). План развития охватывает крайне широкий спектр деятельности, включая разработку так называемых «умных городов», автономных транспортных средств и установление глобальных стандартов в области технологий. Как и японская индустрия 1960-х годов, частные китайские компании серьезно относятся к «административным указаниям».
«Экономист» отмечает: глобальная технологическая гегемония США была им чрезвычайно выгодна. Высокотехнологичные компании обеспечивают семь миллионов рабочих мест, да и зарплаты в среднем по отрасли в два раза выше средней заработной платы по стране. Америка задает многие стандарты, например, дизайн USB-портов или правила использования онлайн-контентом, которым следуют во всем мире. А 180 миллиардов долларов иностранной прибыли, которые ежегодно получают американские компании, — источник, несравнимо более ценный, чем наличие мировой резервной валюты.
Эксперты уверены, что потеря этих привилегий будет чрезвычайно ощутимой и деморализующей. Но возможен ли такой сценарий?
Экс-глава китайского подразделения «Майкрософт» (Microsoft) и «Гугл» (Google) Кай-Фу Ли (Kai-Fu Lee) создал венчурный гигант «Синовейшн Вечуриз» (Sinovation Ventures), который задал тренд и делает ставку на искусственный интеллект и слияния онлайн и оффлайн технологий и работает с информацией компаний «Элаэнс Бернстайн» (AllianceBernstein), «Блумберг» (Bloomberg), «Си-би инсайт» (СВ Insights), «Голдман Сакс груп» (Goldman Saxs), «МакКензи» (McKinsey), где содержатся сведения о трех тысячах зарегистрированных глобальных и 226 незарегистрированных технологических компаниях с капиталом более одного миллиарда долларов каждая, да еще и китайского гиганта «Хуавей» (Huawei).
Тем не менее, эксперты констатируют: Китай все еще отстает от США. Если все подсчитать и суммировать, то получится, что объемы китайской техноиндустрии в процентном соотношении составляют 42% от объема американской. Но не стоит упускать из виду тот факт, что Китай очень быстро догоняет, — ведь еще в 2012 году этот показатель составлял всего 15%.
Конечно, у китайской техиндустрии есть и слабые места, замечают эксперты «Экономист». Общая рыночная стоимость китайских технологических компаний составляет лишь 32% от американского показателя. Сегодня в Китае существуют только две действительно крупные компании, множество мелких, и лишь небольшое число компаний с капиталом от 50 до 200 миллиардов долларов. Китай до сих пор отстает по целому ряду технологий, — например, крайне слабо развито направление полупроводников и программного обеспечения для бизнеса. Нет и полномасштабного внедрения технологий в промышленную экономику. Китайские компании вне технологического сектора все еще довольно примитивны, — компьютеризировано всего лишь 26% предприятий от числа американских.
Если говорить об инвестициях, то и здесь пока наблюдается отставание от американских показателей, 30% от того, что демонстрирует американский бизнес. Кроме того, по сравнению с американскими, китайские технологические компании по-прежнему слабо представлены и за рубежом. Объем продаж за пределами Китая составляет лишь 18% от аналогичного показателя американских предприятий. Компания «Эпл» (Apple) за три дня продаж за рубежом имеет столько, сколько китайская технологическая компания «Тенсент», — стоимостью 139 миллиардов долларов, пятая по величине в мировом рейтинге после «Гугл», «Амазон» (Amazon) и «еБей» (Ebay) и «Фейсбук», — зарабатывает за год.
Однако британские эксперты подмечают: если посмотреть на динамично развивающиеся секторы техиндустрии Китая, то это отставание существенно сокращается. Так, например, в сфере электронной торговли и интернета суммарная рыночная стоимость китайских компаний составляет 53% стоимости американских. Китайские компании, кторые пока широко не известны, однако реально они уже сейчас составляют основу будущего поколения китайского крупного бизнеса и в общей сумме оцениваются в 69% от стоимости американских. Согласно статистике за 2016 год их активность в сфере венчурного капитала составляет 85% от деятельности американских фирм. Уже сегодня в Китае действует масштабная экосистема венчурных компаний с опорой на «Алибаба» и «Тенсент», которые пропускают через себя порядка четверти всех венчурных сделок, и на поддерживаемый правительством фонд фондов.
Китай, улучшает и показатели в области инновационных решений. В частности, в области искусственного интеллекта. Население Китая, занятое в области ИИ, составляет лишь 6% от общего числа занятых в этом новом секторе в США, да и лучшие умы по-прежнему работают в США, например, в компании «Альфабет». Однако при этом, уже сейчас количество цитируемых статей, подготовленных китайскими учеными, составляет 89% от уровня США. Сегодня Китай обладает огромным объемом информации, и в этом инновационном секторе ИИ работают чрезвычайно успешные компании, такие как «Фейс++» (Face++), специализирующаяся на распознавании лица, и «Ай-Флайтек» (iFlytek) — на голосовом управлении.
Эксперты «Экономист» прогнозируют, что если Китай будет двигаться нынешними темпами, через каких-нибудь 10-15 лет китайская техноиндустрия поравняется с американской. А главной наградой для Китая станет прибыль за рубежом, и установление уже своих мировых стандартов. Правда, замечает «Экономист», активная роль государства может заставить некоторые страны с недоверием воспринимать китайские технокомпакнии. Кроме того, может сложиться и так, что интересы национальной безопасности вынудят США и Китай закрыть свои рынки друг для друга и превратить в ожесточенное поля боя другие страны и рынки. Ведь прецедент уже существует — «Хуавей», которая доминирует по всему миру, заблокирована на рынке США.
Вывод британских аналитиков: компаниям Силиконовой долины уже пора занервничать. Если, как они считают, смотреть с позиции Китая, многие крупные фирмы в США превратились в монополистов, которые всегда чувствовали себя весьма комфортно. Ведь в былые времена все, что американским технокомпаниям надо было сделать, чтобы быть на острие, это просто «выйти наружу». А вот сейчас им приходится еще и летать в Китай. Будем надеяться, завершают британские аналитики, что аэропорты не закроются.