Полигон Яворов, находящийся на западе Украины, — это одно из самых секретных мест страны, о котором ходит множество слухов. И это неспроста. С 2015 года здесь, на бывшей базе советской армии времён холодной войны, размещены американские солдаты. Москва считает эту территорию зоной своего геополитического влияния.
Десятки солдат тренируются здесь, в лесу, посреди зимы. «Первый отряд, стройся! Второй — чуть дальше. Переводчики, начинаем». Английский и украинский языки смешиваются. Объявляются последние инструкции. Вражеская цель находится где-то за деревьями. «Командир взвода, за мной, — командует сержант Джефф Леггетт (Jeff Leggett). — Вперед, выполняем задачу!» «Все приехали сюда для того, чтобы учиться. Завтра мы будем повторять те же самые упражнения дважды, трижды, и в реальных условиях», — говорит сержант.
Трещат пулеметы, и через несколько минут противник нейтрализован. Украинский взвод сержанта Джеффа Леггетта из 45-й пехотной бригады занимает оставшуюся часть дома, который напоминает дома Донбасса. Только настоящий фронт расположен более чем в 1 000 километров, до польской границы — меньше 15-ти, а огонь этим утром ведется холостыми.
Во время разбора полетов сержант предупреждает: «Если кто-то из ваших допускает ошибку, вам придется с этим смириться. Даже если он тут всего несколько дней. Здесь все учатся. Завтра мы будем снова отрабатывать упражнения два, три раза в реальных условиях». Отдых. Забравшись на рычащие БМП, украинские солдаты стреляют в воздух.
«Я им уже десятый раз твержу, что боеприпасы нужно экономить», — смеется Джефф Леггетт, отправляясь с коллегами-инструкторами в Международный центр миротворчества и безопасности в Яворове. Это единственная украинская военная база, которая открыта для войск НАТО во время ежегодных военных учений «Быстрый трезубец», а также на протяжении всего года в рамках программы, которая призвана кардинально изменить подготовку украинской армии.
Постоянное присутствие американских и канадских солдат
В Яворове учат не войне, а тому, как лучше вести её. Многие из участвующих в учениях солдат уже прошли через Донбасс, как, например, 25-летний Сергей из 72-й механизированной бригады, участвовавший в решающем кровопролитном бою в Дебальцево в 2015 году. «Никогда не поздно учиться, нам предстоит долгий путь, чтобы достичь такого же уровня, как у американцев. Кроме того, нам очень нужны новые офицеры», — говорит Сергей.
За три года база в Яворове стала местом постоянной дислокации 200 американских и 250 канадских солдат, у которых есть собственная территория, столовая, спортзал и жилые помещения. В этом году здесь также присутствуют литовцы, а иногда в центр приезжают британские военные из Королевской военной академии в Сандхерсте (Sandhurst) и проводят здесь осмотр украинских войск.
«В 2015 году украинцы обратились за помощью, и канадцы первыми дали согласие, — говорит майор Джефф Дей (Jeff Day), заместитель командира 2-й механизированной бригады Канады, сидя в баре канадских солдат. — Сейчас это уже пятая ротация: всего здесь побывали 1 000 канадских солдат. Нам было поручено разработать программу подготовки младшего командного состава».
Канадская программа весьма разнообразна: тактические занятия, артиллерийская подготовка, применение бронетехники, подготовка военной полиции, логистика, медицинская помощь. «Украина столкнулась с новым типом гибридной войны, и мы делимся с ней нашим опытом, полученным в Афганистане», — продолжает канадский офицер, в то время как его инструкторы сопровождают на стрельбище 73 украинских солдат.
«Главная проблема — это младший командный состав. По российской традиции, все решения принимаются наверху большой группой офицеров, тогда как мы в Канаде ценим личную инициативу. Украинцам нужно любой ценой сформировать эффективный сержантский корпус. На сегодняшний момент они не готовы вступить в НАТО, понадобится еще 10-15 лет», — продолжает Рауль Захара.
Новая система
Лейтенант Виталий Ильик, не один месяц прослуживший в 36-й бригаде морской пехоты, элитном подразделении, который удерживает фронт у Мариуполя, говорит с энтузиазмом об этих учениях: «Очень интересно смотреть, как у американцев действует субординация. В советской армии не было промежуточных званий, и это привело к алкоголизму и деградации в её рядах. Сегодня мы хотим изменить эту модель».
Не сумев одолеть Россию в Донбассе, украинская армия создает новую систему. «Пятнадцать лет назад наша армия обучала менее 1 000 курсантов в год, сейчас мы обучаем от 3 000 до 4 000 человек», — говорит полковник Антон Миронович. — Нам нужны не только физически развитые, но и умные ребята, такие как французы из академии Сен-Сир (Saint-Cyr)».
Горящая земля
С 2015 года более 6 000 солдат и кадетов прошли подготовку у американских инструкторов. Капитан Кайла Кристофер, офицер связи, готовит в своем кабинете запланированное на зиму прибытие смены из Нью-Йорка. «Наша работа не связана с конфликтом. Мы хотим поддержать Украину в ее стремлении к взаимодействию с силами НАТО», — утверждает она.
Кайла признает, что боевой опыт украинцев в гибридной войне в Донбассе помогает американским военным. Она считает, что прогресс налицо: «Их уровень сильно вырос. Их инструкторы и сержанты стали серьезнее. Замечательно, что они проводят такие реформы, одновременно сражаясь на настоящей войне».