Во вторник Северная Корея неожиданно предложила провести переговоры с Соединенными Штатами, не исключив того, что со временем может отказаться от своего ядерного оружия. Это драматическое событие мгновенное перебросило мяч на сторону США, и теперь слово за ними.
Такая пробная попытка может показаться триумфом «дипломатии солнечного света», которую проводит южнокорейский президент Мун Джэин, и результатом мощного давления администрации Трампа. Но теперь встает вопрос о том, готов ли и способен ли Белый дом воспользоваться такой возможностью.
«Администрация выступает за оказание максимального давления с единственной целью заставить Северную Корею сесть за стол переговоров о денуклеаризации», — говорит Дженни Таун (Jenny Town), работающая заместителем директора Института США-Кореи при Школе фундаментальных международных исследований (School of Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University).
«Ким сказал: „Да, мы можем об этом говорить". И что теперь? Это в большей степени проверка для администрации Трампа на предмет серьезности ее намерений, нежели для Пхеньяна».
После состоявшейся в понедельник знаковой встречи с руководством Южной Кореи северокорейский лидер Ким Чен Ын заявил, что он готов к переговорам с Соединенными Штатами о нормализации отношений, а также выразил готовность обсуждать ядерную программу своей страны, которая вызывает острые споры и противоречия. Пхеньян отметил, что если ему будет гарантирована безопасность, ядерное оружие Северной Корее не понадобится, а также предложил договориться на переговорах о замораживании ракетно-ядерных испытаний. Лидеры двух Корей в следующем месяце проведут встречу, чтобы заложить основу для возможного дипломатического решения этой сложной проблемы, которая может привести к обычной и даже ядерной войне в Восточной Азии с катастрофическими последствиями.
«На переговорах с Северной Кореей возможен прогресс, — сообщил во вторник в Твиттере президент Дональд Трамп. — Может, это ложная надежда, но США готовы решительно двигаться в любом направлении!»
Эти заявления стали кульминацией дипломатических усилий на разделенном Корейском полуострове, начало которым положила Олимпиада. Соединенные Штаты и Организация Объединенных Наций постепенно наращивали давление на Пхеньян, а в последние недели ввели против него новые санкции. Однако Мун Джэин усиливает дипломатическое взаимодействие с Пхеньяном на фоне усиливающихся страхов по поводу упреждающего военного удара США.
Столкнувшись с перспективой важных дипломатических переговоров, ставки на которых будут очень высоки, администрация Трампа оказалась не совсем подготовленной к такому развитию событий. На прошлой неделе неожиданно ушел в отставку спецпредставитель Госдепартамента по Северной Корее Джозеф Юн (Joseph Yun). А Виктор Ча (Victor Cha), которого ранее прочили на должность посла в Сеуле, оказался не у дел, поскольку Белый дом в последний момент передумал, предположительно из-за расхождений во мнениях относительно упреждающего удара США. И Юн, и Ча — высококвалифицированные дипломаты, имеющие личный опыт работы и общения с северными корейцами.
«Сейчас нам нужны серьезные и опытные дипломаты, чтобы принять участие в переговорах, — говорит старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Илай Ратнер (Ely Ratner), работавший заместителем советника по национальной безопасности у бывшего вице-президента Джо Байдена. — Нужны лучшие представители дипломатического корпуса хотя бы для того, чтобы понять, возможна ли вообще такая сделка».
С учетом того, что Ким в прошлом проявлял враждебность, упрямо добивался создания ракет большой дальности и ядерного оружия, а сейчас вынужден укреплять свою власть над дающим внутренние трещины режимом, «мы не можем точно определить, каковы его подлинные намерения», говорит старший военный аналитик из аналитического центра «Рэнд» (RAND Corporation) Брюс Беннет (Bruce Bennett).