Предоставление Украине статуса «страны-претендента» — это значительный шаг на пути к членству в НАТО. Пятый президент Украины — Петр Порошенко — может стать тем, кто приведет Украину к членству в НАТО.
«Страна-претендент» — это та, которая выразила заинтересованность во вступлении в НАТО и «приглашена к участию в Интенсифицированном диалоге с НАТО относительно стремлений к членству и соответствующих реформ». Далее сайт НАТО добавляет: «Страны-претенденты тогда могут быть приглашены к участию в ПДЧ для подготовки к потенциальному членству и продемонстрировать их способность выполнять обязательства и обязанности при будущем возможном членстве. Участие в ПДЧ не гарантирует получения членства, но это является ключевым механизмом подготовки». Президент Порошенко написал письмо в НАТО, выражая заинтересованность в том, чтобы Украина была приглашена к участию в ПДЧ — Плану действий по членству.
В июле прошлого года Североатлантический Совет провел свою встречу в Киеве, во время чего произошло интенсивное обсуждение между генеральным секретарем НАТО и президентом Порошенко.
Трое из четырех предыдущих президентов Украины поддерживали членство Украины в НАТО. В начале 1990-х Леонид Кравчук смог лишь кое-что сделать для этой цели, поскольку тогда НАТО решила расшириться для бывших коммунистических стран уже после того, как он покинул пост. Леонид Кучма совместно с советником по вопросам национальной безопасности Владимиром Горбулиным совершил больше всего работы по направлению к членству в НАТО. Это было официально провозглашено в июле 2002 года как стратегическая цель, и в 2003 году членство в НАТО было включено в украинское законодательство о национальной безопасности в качестве цели. Кучма успешно обеспечил для голосования за закон лояльность всей своей фракции, а также — депутатов двух донецких фракций.
Во время пребывания Виктора Ющенко на посту президента происходила лишь пустая риторика в поддержку членства, и ничего больше. Постоянные споры между президентом Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко нанесли ущерб имиджу Украины на Западе и уменьшили поддержку вступления Украины в НАТО. Больше всего фиаско произошло в 2006 году, когда президент Джордж Буш отменил свой официальный визит на Украину, потому что Ющенко и Тимошенко ссорились из-за того, кто должен возглавлять правительство. Это фиаско завершилось тем, что премьер-министром стал Янукович, который публично высказался против присоединения Украины к ПДЧ.
На саммите НАТО в 2008 году произошли два важных события. Первое заключалось в том, что НАТО приняла резолюцию, в которой утверждалось, что Украина и Грузия станут будущими членами. Второе было о том, что премьер-министр России Владимир Путин рассказывал Совету Россия — НАТО о том, что Украина является «искусственным государством», и восточная и южная части были ошибочно включены в состав Украины. Иными словами, Путин выразил территориальные претензии к региону, который он через 6 лет описал как «Новороссия».
Партия регионов с 2005 года становится пророссийской пятой колонной, подписав соглашение о сотрудничестве с «Единой Россией», а в следующем году — с крымскими российскими сепаратистами. В 2008 году Партия регионов и Коммунистическая партия проголосовали в украинском и крымском парламентах за резолюции, одобряющие российскую поддержку независимости Южной Осетии и Абхазии (чего не сделал даже президент Беларуси Александр Лукашенко). Янукович после того, как был избран в 2010 году, выполнил требования России и отказался от цели относительно членства в НАТО, изменив внешнюю политику Украины на «внеблоковый статус». Это отменил президент Порошенко и парламент.
Три фактора, вполне возможно, могут при президентстве Порошенко привести Украину к членству в НАТО.
Первый фактор заключается в том, что на этот раз впервые были проведены внутренние реформы для поддержки риторики внешней политики. Реформы в секторе безопасности были объемными и продолжаются при поддержке таких стран — членов НАТО как Канада, США, Великобритания и Польша, а также Швеции, которая не является членом НАТО. Польский центр восточных исследований называет армию лучшей из тех, которые когда-либо имела Украина. Украинские волонтеры, которые с 2014 года ездят в АТО, подтверждают, что сегодня ситуация с поставками военных значительно улучшилась и очень отличается от катастрофического состояния в 2014 году. В этом году прибудет военное снаряжение из США, а также Штаты проводят тренинги по кибер-войне.
Все сказанное выше — важно, потому что показывает, что Украина скорее всего станет вкладывать в безопасность НАТО, а не только получать. Украина тратит 5-6% ВВП на оборону, что является большей долей, чем в других странах-членах НАТО, кроме США. Членство Украины в НАТО усилит безопасность организации гораздо больше, чем такой новый участник как Черногория. Последняя сильно разочарована в НАТО, в ней есть большое пророссийское и антинатовские лоби, и очень маленькая армия.
Второй фактор — это то, что Украина может предоставлять конкретные советы НАТО о новой российской военной тактике. Украина находится на передовой позиции и противостоит российской агрессии. Предотвратить поражение Украины — это в интересах НАТО, поскольку в противном случае российские войска окажутся на границе с Польшей и в трех странах Балтии. Украина также является единственной страной, которая имеет опыт российской гибридной войны, и поэтому может давать рекомендации и тренинги по борьбе с этим новым видом боевых действий.
Третий фактор — в том, что сейчас в элите и общественности есть консенсус в пользу членства Украины в НАТО. В парламенте почти нет пророссийского лобби, а бывшая Партия регионов, которая ранее имела более половины в парламенте — сейчас контролирует лишь 43 депутата Оппозиционного блока. Вступление в путинский Евразийский экономический союз сейчас имеет самый низкий уровень поддержки. Президент Порошенко предложил изменить Конституцию, чтобы включить в нее членство в НАТО, и планирует в следующем году провести референдум по членству в НАТО одновременно с президентскими выборами.
Общественное мнение в пользу членства в НАТО кардинально изменилась, и с 2014 года большинство граждан поддерживают членство в НАТО. Согласно опросам, проведенным Центром Разумкова в период 2015-2017 годов, 63,9-74,5% украинцев, которые будут участвовать в референдуме, поддержат вступление в НАТО.
Важно подчеркнуть, что большинство бывших коммунистических государств не проводили референдумы о вступлении в НАТО, а поддержка на Украине выше, чем в Словении (66%) и Испании (57%). Эстония и Латвия присоединились к НАТО без референдума, и это, возможно, было мудро, поскольку большинство их русскоязычного населения не имеет гражданства и права голоса. В то же время на Украине русскоязычные граждане всегда имели право голоса, и многие из них понесли потери от путинской агрессии, и поэтому большинство из них поддерживают членство в НАТО.
И последнее для тех, кто утверждает, что НАТО не может пригласить к членству страну, часть территории которой оккупирована. Этот аргумент никогда не использовался, чтобы помешать в 1955 году присоединению к НАТО Западной Германии, когда часть Германии (ГДР) находилась под советской оккупацией.
В политике Москвы ничего не меняется. СССР был против вступления в НАТО Западной Германии, и способствовал нейтралитету Австрии. Сегодня Россия выступает против вступления в НАТО Украины и предлагает ее стать «нейтральной» страной. Политики Украины не поддержат подобное предложение, поскольку никто не доверяет России, которая нарушила Будапештский меморандум 1994 года и Договор 1997 года о признании границы Украины.