Несмотря на переизбрание «по-советски», четвертый срок российского президента не будет протекать спокойно. Наоборот, социальная нестабильность, геополитическая обстановка и вопрос преемственности власти только усилят неопределенность.
Триумф может оказаться обманчивым. Набрав 76% голосов 18 марта, Владимир Путин начинает свой четвертый срок, чреватый неопределенностью. Из-за самого принципа пирамидального режима, структурных слабостей российской экономики и напряженной геополитической обстановки.
И в первую очередь из-за внутреннеполитической ситуации. Большинство россиян благодарно своему президенту за вновь обретенный статус великой державы и за макроэкономическую стабильность, достигнутую благодаря умелой бюджетной и кредитно-денежной политике. Однако социальная нестабильность остается на высоком уровне. За четыре года средний доход снизился на 12%, система здравоохранения ухудшилась, а коррупция носит хронический характер.
Символом протестов против коррупции стала желтая пластмассовая уточка, которая намекает на шикарную резиденцию Дмитрия Медведева, в которой даже у утки есть свой собственный домик. Именно из-за коррупции и произвола судебной системы очень немногие россияне решаются начать собственное дело. А это становится необходимым, поскольку экономическая система, основанная на государственных монополиях и доходах от углеводородов, цены на которые постоянно колеблются, дошла до предела своих возможностей.
Экономические реформы
Сможет ли Владимир Путин запустить новую серию экономических реформ, таких же смелых и либеральных как в 2000-2003гг.? Убедившись в том, что олигархи нарушили так называемый «шашлычный пакт», когда Владимир Путин поставил им свои условия в июне 2000 года, сегодня режим воспринимает рыночные силы как угрозу. Раскручивание гаек в политической игре явно не на повестке дня, как это видно по угрозе закрытия мессенджера Telegram и увольнению Евгения Ройзмана, мэра Екатеринбурга, четвертого города страны, за его призыв бойкотировать президентские выборы.
Параллельно с этим партийная система на президентских выборах потерпела полное фиаско. Владимир Путин выдвинулся как независимый кандидат, чтобы не запятнать свою легитимность близостью с партией «Единая Россия», на которую он до сих пор опирался и которую многие россияне считают партией «жуликов и воров». Компартия находится на исторически низком уровне, как и ультранационалист Владимир Жириновский. Что касается так называемой либеральной оппозиции, расколовшейся на четыре части, то ее лучшая кандидатка Ксения Собчак получила всего 1,6% голосов. Другие социальные институты, судебная система, гражданское общество, полиция, СМИ, находятся под строгим контролем и не вызывают доверия. Опросы общественного мнения показывают беспрецедентное недоверие россиян ко всем социальным институтам, кроме Путина, армии и Церкви.
Разговоры о преемнике
Такой пирамидальный режим кажется еще более нестабильным оттого, что его глава должен уйти в 2024 году, если он не изменит Конституцию, но такой африканско-диктаторский ход нанес бы вред репутации Путина даже среди его сторонников. Таким образом, четвертый срок будет протекать под знаком вопроса о преемнике вождя. На данный момент Владимир Путин является единственным, кто полностью контролирует ротацию кадров и баланс между кланами, в каждом из которых смешиваются «силовики» (ФСБ, полиция и армии) и олигархи. Поэтому только он может предотвратить междоусобную резню.
Наследник престола, который может выйти на первый план после парламентских выборов 2021 года, должен отвечать обязательным условиям, подчеркивает Ольга Крыштановская, директор Центра изучения российской элиты ГУУ: « Он должен быть этническим русским, родиться в 1970-е годы, уже занимать важные посты, не попадая в немилость, быть близким к силовикам и быть контролируемым Путиным в отставке». Эти условия сводят выбор к трем или четырем именам, среди которых — Алексей Думин, бывший заместитель министра обороны, и Глеб Никитин, губернатор Нижнего Новгорода.
Холодная война
Проблема преемственности оказывает влияние и на внешнюю политику России, которая сейчас находится почти на грани холодной войны. «Конфронтация с Западом повлияла на сплочение элиты и сплоченность страны», — сказал тот же российский аналитик. Главный редактор радио «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, говорит, что «Запад для Путина был партнером, затем соперником, а теперь врагом». После дела Скрипаля 27 западных стран выслали 115 российских дипломатов, что является беспрецедентным шагом за всю историю. В четверг Россия решила принять зеркальные ответные меры. Площадкой для игр в холодную войну оказываются Сирия и Украина. По мнению Ольги Крыштановской, российские элиты странным образом убеждены, что через год в ней разразится война в правильной и надлежащей форме/
Напряженность в отношениях с Западом (тем не менее, необходимая для развития технологий и капиталов, как следует из слов Алексея Кудрина, бывшего министра финансов, к которому очень прислушивался Путин) может перерасти в ускорение конфликта, типичное для конца правления при Брежневе. Хотя многие россияне устали от военной пропаганды, они считают, что Запад несет основную ответственность, о чем свидетельствует популярная шутка: «Запад считает, что дьявол заключил сделку с Путиным: он продал ему свою душу».