По данным «Форбс», после американских санкций за один только день 9 апреля 50 богатейших россиян потеряли 12 миллиардов долларов из-за падения цен на акции на международных биржах.
Известно, что российская экономика недостаточно сильна для того, чтобы служить опорой ревизионистской и агрессивной внешней политике Владимира Путина. Осталось только понять, какие меры готовы предпринять западные страны, чтобы заставить российскую элиту найти себе лидера, мыслящего более реалистично.
6 апреля Министерство финансов США ввело новые санкции против России, на этот раз против семи российских магнатов из ближайшего окружения Путина, 14 компаний и 17 высокопоставленных российских чиновников. Их активы в США были заморожены, а американским предприятиям и бизнесменам запретили подписывать с ними контракты.
В черном списке мы находим директора нефтехимической компании Кирилла Шамалова, который, как утверждают некоторые СМИ, приходится российскому президенту зятем, молодых олигархов вроде Игоря Ротенберга, а также тех, кто начинал в эпоху Бориса Ельцина: Виктора Вексельберга, Олега Дерипаску и Сулеймана Керимова.
Нельзя не отметить, что многие из фигурантов этого дела связаны с советскими и российскими спецслужбами: Михаил Фрадков, бывший премьер-министр и глава СВР (службы внешней разведки), Николай Патрушев, бывший глава Федеральной службы безопасности и нынешний секретарь российского Совета Безопасности.
Причины этой новой волны санкций предельно ясно выражены в заявлении американского министерства, на которое ссылается российское агентство «Интерфакс»: «Российское правительство действует непропорционально в пользу олигархов и правительственных элит. Российское правительство вовлечено в различную враждебную активность по всему земному шару, включая продолжающуюся оккупацию Крыма и разжигание насилия на восточной Украине, поддержку режима Асада материалами и оружием, так что он может бомбить собственных граждан; пытается подорвать западные демократии и ведет враждебную киберактивность».
Кремль пообещал дать симметричный ответ и оказать поддержку компаниям, пострадавшим от санкций, но пока неясно, насколько сильным будет воздействие этих шагов и в какой мере оно сопоставимо с тем, как сказались на экономике и финансах России американские санкции. Напомню, что экономика США почти в десять раз больше экономики России, которая в мировом списке затесалась где-то между испанской и итальянской.
По данным журнала «Форбс», за один только день 9 апреля 50 богатейших россиян потеряли 12 миллиардов долларов ввиду падения котировок акций своих компаний на внутренних и международных биржах.
Акции российского алюминиевого гиганта «Русал» на фондовом рынке Гонконга упали более чем на 50 процентов, а его владелец, олигарх Олег Дерипаска, потерял почти 30 процентов своего состояния (1,6 миллиарда долларов). Компания не исключает возможности «технического банкротства» из-за санкций.
Кроме того, санкции США уже наносят ущерб олигархам, которые пока еще не попали в санкционный список. Олигарх Владимир Потанин, партнер Дерипаски в алюминиевой промышленности, едва ли не в одночасье лишился более миллиарда долларов.
Этот «черный понедельник» также вызвал серьезную девальвацию рубля по отношению к евро и доллару. Впервые после 4 августа 2016 года стоимость евро подскочила до 74 рублей, а цена за доллар составила 60 рублей — такой курс не регистрировался с 16 января 2017 года.
Ситуация может усугубиться в том случае, если страны Европейского союза решат последовать примеру американцев. Поводом для ужесточения позиции может послужить полемика, разгоревшаяся вокруг использования режимом Башара Асада — которого поддерживает Кремль — химического оружия против гражданского населения. К тому же далек до своего завершения спор о том, кто является истинным автором покушения, совершенного российскими спецслужбами на Сергея Скрипаля в Великобритании.
Между тем теоретики Кремля обдумывают планы на далекое будущее. «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре века на Запад. Ни там, ни там не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего типа, третьего Рима», — пишет советник президента Путина Владислав Сурков.
По словам Суркова, России предстоит пережить «сто (двести? триста?) лет геополитического одиночества». Правда при такой своеобразной позиции «одиночество» страны тоже должно быть оригинальным: «Россия, без сомнения, будет торговать, привлекать инвестиции, обмениваться знаниями, воевать (война ведь тоже способ общения), участвовать в коллаборациях, состоять в организациях, конкурировать и сотрудничать, вызывать страх и ненависть, любопытство, симпатию, восхищение. Только уже без ложных целей и самоотрицания».
Остается только понять, готовы ли русские — начиная с олигархов и заканчивая простыми людьми — принять уготованные им очередные «сто лет одиночества», тем более, что они уже проходили через нечто подобное в коммунистический период между 1917 и 1991 годами.
P.S. Между тем ситуация вокруг Сирии с каждым днем ухудшается, повышая вероятность инцидентов среди иностранных войск в ходе боевых действий.