Удастся ли Макрону сломить французские профсоюзы?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Во Франции началась общенациональная забастовка, которая охватила важнейшие сектора экономики. Многие проводят сравнение с массовыми акциями протеста 1995 года, в которых приняли участие 10 миллионов человек. Исход нынешней конфронтации определит развитие страны на годы вперед. Несмотря на размах протестов, Макрон официально заявил, что доведет свои реформы до конца. Удастся ли ему это?

Во Франции началась общенациональная забастовка, которая охватила важнейшие сектора экономики. По мнению наблюдателей, это серьезнейшее испытание для президента Эмманюэля Макрона, который приступил к либеральной реформе социального и трудового законодательства. Профсоюзы считают, что Макрон объявил им войну и намерен ликвидировать «социальные завоевания» трудящихся. Исход нынешней конфронтации определит развитие Франции на годы вперед. Многие проводят сравнение с маем 1968 года, а также с массовыми акциями протеста 1995 года, в которых приняли участие 10 миллионов человек. Несмотря на размах забастовочного движения, Макрон официально заявил, что доведет свои реформы до конца. Удастся ли ему это?


Франция — страна давних забастовочных традиций. Всеобщая конфедерация труда Франции (ВКТ) была основана еще в 1895 году, в период «Народного фронта» (1936-37) левым силам и профсоюзам удалось добиться неслыханных для того времени уступок от «капиталистов»: в их числе оплачиваемые отпуска, коллективные трудовые договора и национализация железных дорог. И сегодня, согласно данным Института немецкой экономики, во Франции в расчете на одну тысячу работников приходится 123 забастовочных дня в году, в Германии — лишь семь дней. По этому показателю страна является «мировым чемпионом». Однако нынешняя протестная волна превосходит все что видела до сих привыкшая к забастовкам Франция. Профсоюзы призвали выступить единым фронтом против «антисоциальных реформ Макрона» во всех отраслях. Забастовка приурочена к 50-летию майских событий 1968 года, когда общенационациональные акции протеста потрясли Францию. В числе бастующих — персонал авиакомпании «Эр Франс», госслужащие, работники энергетического сектора (газовики и электрики), транспортники, мусорщики, персонал государственного радио и телевидения, сотрудники крупнейшей сети супермаркетов «Карфур» (Carrefour), студенты и преподаватели. В авангарде бастующих — железнодорожники, объединенные в профсоюзную конфедерацию ВКТ: начиная с 3 апреля они объявили трехмесячную «волнообразную» забастовку (два дня бастуют, три дня работают). Уже в первые дни забастовки прекратили движение почти все скоростные поезда, в том числе международное сообщение.


Либерализация рынка труда — одно из главных предвыборных обещаний Макрона. В этой реформе он идет по стопам Маргарет Тэтчер, которой удалось подорвать позиции мощных британских профсоюзов, а также Герхарда Шредера, который успешно дерегулировал рынок труда в Германии. Однако во Франции, стране классовых боев, президент сильно рискует. Ни для кого не секрет, что Макрон — неолиберал, атлантист, сторонник англосаксонской либеральной модели, сколотивший состояние в банке Ротшильдов. Его план реформ скопирован с зарубежных образцов и во многом противоречит устоявшейся во Франции социально-экономической модели, в которой сильны традиции этатизма (государственного управления экономикой) и социальных контрактов с рабочими и служащими. Главным элементом реформы должна стать либерализация рынка труда, начатая Макроном в сентябре прошлого года. Среди главных пунктов — облегченная процедура увольнения и найма, возможность выйти за рамки официальной 35-часовой рабочей недели, снизить оплату сверхурочных часов. Кроме того, ограничиваются права профсоюзов и трудовых советов, а вместо жестких пунктов, прописанных в общенациональном кодексе труда, хозяева и трудовые колллективы смогут вырабатывать свои индивидуальные соглашения. Для правительства Макрона эта реформа имеет принципиальное значение — она призвана разрушить «социалистическое» наследие Народного фронта и дерегулировать экономические отношения в целом. Она также позволит отдельным предприятиям вырабатывать свою стратегию самостоятельно — без оглядки на отраслевые рабочие соглашения.


Следует признать, что реформы во Франции давно назрели, страна отстает по основным экономическим показателям от других стран Евросоюза, и прежде всего Германии. Франция постепенно теряет конкурентоспособность: большие социальные издержки и высокая себестоимость производства, зарегулированный рынок труда и бюрократические законы, диктат профсоюзов, догматический менталитет левых сил и закостеневшие государственные структуры делают реформы практически невозможными. Особенно показателен пример государственной компании железных дорог SNCF, долг которой составляет астрономическую сумму свыше 54 миллиарда евро. В планах правительства Макрона — приватизация SNCF и отмена «статуса железнодорожника», который предполагает значительные привилегии. Это — пожизненная гарантия занятости, высокая зарплата и выход на пенсию на 10 лет раньше, чем у других категорий трудящихся. В результате намеченной приватизации государственную железнодорожную компанию превратят в акционерное общество, открытое также для иностранного капитала. При этом Макрон пошел на небольшой компромисс: он заявил, что привилегии нынешнего персонала сохранятся, однако все новые наймы будут осуществляться по общей для всей страны модели.


Многие аналитики считают, что профсоюзы не смогут остановить реформу Макрона. Во-первых, их удельный вес сильно упал с 60-х и даже 90-х годов. Во Франции всего лишь 12% занятых лиц организованы в профсоюзы — это в два раза меньше, чем в среднем по Евросоюзу. Кроме того, профсоюзное движение расколото — кроме неокоммунистической ВКТ существует еще с полдюжины конкурирующих профсоюзов. Многое зависит, выступят ли на стороне профсоюзов граждане Франции. Пока что, считает глава немецкого аналитического центра СЕР Людер Геркен, население понимает, что стране необходимы глубокие реформы, и Макрон обязан реализовать эту задачу. К тому же, французам не нравятся чрезмерные привилегии, которыми пользуются железнодорожники, их раздражают ежедневные транспортные проблемы. Любопытны результаты последних опросов общественного мнения. 51% французов поддерживает реформы Эмманюэля Макрона, 46% — на стороне бастующих железнодорожников. Вместе с тем, почти три четверти опрошенных считает, что Макрону удастся сломить сопротивление профсоюзов, так же как Маргарет Тэтчер в 80-х годах прошлого века удалось подавить протесты британских шахтеров. Правительство также надеется, что непрекращающийся транспортный паралич обратит недовольство французов против железнодорожников.


К тому же, во Франции появились первые признаки экономического выздоровления. Впервые с 2007 года дефицит госбюджета не превысил установленную Маастрихтским договором норму в 3%. Это связано с ускорением роста французской экономики и повышением собираемости налогов. Судя по всему, рынки и бизнес позитивно реагируют на проводимую Макроном реформу. В 2017 году рост ВВП составил 2% — также впервые после многолетней стагнации. Уровень безработицы снизился до 8,6% — это самый низкий показатель за десятилетие. Тем не менее, проблемы остаются: дефицит госбюджета по-прежнему высок и составляет 97% ВВП. В связи с улучшением экономических показателей стали звучать требования отказаться от жестких мер экономии. Пока что Макрон не идет на уступки и продолжает либеральные реформы.

Обсудить
Рекомендуем