На посту премьера он провел меньше недели. После вступления в должность 17 апреля 63-летний Серж Саргсян, президент Армении с 2008 по 2018 год, подал 23 апреля в отставку под давлением уличных протестов: демонстранты обвиняли его в том, что он всеми силами пытается удержаться у власти. «Я оставляю должность руководителя страны», — заявил он, подчеркнув необходимость сохранить гражданский мир после 11 дней массовых демонстраций, к которым в понедельник в Ереване присоседились около 200 военных в форме. Их присутствие, судя по всему, ускорило принятие решения Саргсяном, которого сразу же сменил его предшественник Карен Карапетян.
Как бы то ни было, его назначение исполняющим обязанности премьера (в течение семи дней парламент должен провести голосование и официально назначить преемника) не означает смену режима. 54-летний Карапетян является союзником Саргсяна, чья Республиканская партия возглавляет коалицию, которой принадлежит более половины мест в парламенте. Лидер протестного движения депутат Никол Паршинян отметил «победу» посреди ликующей толпы из тысяч людей, которые собрались в понедельник вечером перед зданием правительства, однако подчеркнул необходимость дальнейших действий: «Мы готовы продолжать диалог с премьер-министром Кареном Карапетяном, чтобы обеспечить переход власти народу. Надеюсь, что высшее руководство Республиканской партии безоговорочно признает мирную бархатную революцию».
Повальная коррупция
Как бы то ни было, политический кризис, который сотрясает эту бывшую советскую республику с населением в 2,9 миллиона человек, явно не окончен, что некоторым образом признал президент страны Армен Саркисян, призвав стороны к перемирию 24 апреля, в день памяти геноцида армян в Османской империи. «В этот день ни один армянин не может идти против другого», — отмечается в его послании. В любом случае, его полномочия серьезно ограничены после конституционной реформы декабря 2015 года, которая передала значительную часть президентских прерогатив премьеру.
Протестное движение пользовалось широкой народной поддержкой и было связано не только с требованием сменить главу исполнительной власти, но и раздражением людей по поводу повальной коррупции и неспособности правительства справиться с растущей бедностью. Его требования до сих пор не теряют актуальности. Кроме того, остаются вопросы насчет появления военных среди демонстрантов. Оно было стихийным или организованным? И если да, то кем?
Молчание Кремля
За событиями в Армении пристально следили в Москве, чья реакция оказалась осторожной и сдержанной. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, речь идет о «внутреннем деле» Армении, которая является союзником и очень важной для России страной. Крупная российская военная база расположена в Гюмри (120 километров к северо-западу от Еревана), где размещены более 4 000 человек, а российские военные все еще контролирует закрытую южную границу с Турцией. Наконец, Армения входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, которая включает в себя бывшие советские республики с 2002 года, и с большой помпой запущенный в 2014 году Евразийский экономический союз, состоящий из нескольких государств региона.
Неудобный профиль
Осторожная позиция Москвы, которая явно не стремится к обострению ситуации, связана также и с облегчением при виде назначения Карапетяна. Исполняющий обязанности премьера до этого занимался торговыми связями России и Армении. Таким образом, он символизирует преемственность для хорошо знакомой с ним Москвы.
«Герой» протестного движения Никол Пашинян в свою очередь обладает намного более неудобным профилем для Кремля. Этот бывший журналист 42 лет был одним из лидеров демонстраций 2008 года (тогда Саргсян был в первый раз избран на пост президента), которые вылились в потасовки с силами безопасности и привели к гибели десяти человек. В 2010 году ему дали семь лет тюрьмы (до этого он провел несколько месяцев в бегах), но год спустя отпустили по амнистии. В 2017 году он стал депутатом парламента как глава небольшой партии «Гражданский договор». Этот смелый политик и умелый оратор провел за последние месяцы целый ряд митингов и завоевал статус главного оппозиционера, привлекая все больше молодых людей, которые не застали времена СССР.