Рим. Вчера, 9 мая, в Москве были глава правительства и глава государства — Биньямин Нетаньяху и Александр Вучич (Alexander Vucic). Израильский премьер прибыл в Россию, чтобы «скоординировать операции в Сирии», как он ранее заявлял, перед тем как сесть в самолет, направлявшийся в российскую столицу. Визит же президента Сербии был связан с тем, что дружба, особенно, дружба на расстоянии и, тем более, с государством, стремящимся стать частью ЕС, всегда нуждается в подпитке. Оба гостя присутствовали на параде в честь 73-го Дня Победы в российской истории. Девятое мая — очень важная дата для России, это повод продемонстрировать мускулы и проанализировать, в каком направлении развиваются международные отношения в зависимости от присутствующих на мероприятии гостей власти. Биньямин Нетаньяху поехал в Москву на следующий день после выхода США из ядерного соглашения с Ираном с одним требованием: он хочет, чтобы Россия стала гарантом безопасности израильских границ. Он хочет, чтобы иранские военные покинули Сирию: утром 9 мая Израиль нанес удар по иранской военной базе недалеко от Дамаска. Россия всегда поддерживала равновесие в своих отношениях с Израилем, несмотря на сотрудничество с иранцами, необходимое для гарантирования победы режима Башара Асада в гражданской войне в Сирии. Ей трудно выполнить просьбу израильского премьера. «Если хочешь вести переговоры с иранцами, поговори с русскими», — заявил в интервью газете «Уолл-Стрит Джорнал» (Wall Street Journal) Цви Маген, бывший посол Израиля в Москве. Но иранцы сражались за сирийскую территорию вместе с Россией, и отказаться от нее теперь было бы все равно, что сдаться.
Вчера, 9 мая, колонны танков, ракеты, улыбающиеся учащиеся военных училищ, дроны, роботизированные военные машины и знаменитая «непобедимая ракета» прошествовали перед российским президентом, который был, как всегда, серьезен, но взволнован.
Он не произнес никаких конкретных угроз, но два дня назад Дональд Трамп (Donald Trump) решил вывести США из иранского ядерного соглашения, и для России это представляет угрозу. «Мы помним о трагедии двух мировых войн, об уроках истории. […] Мы понимаем всю серьёзность этих угроз. Всем странам, всему человечеству важно осознать, что мир очень хрупок». Рядом с российским президентом стоял Нетаньяху с оранжево-черной георгиевской ленточкой на груди, символом военной победы России. Чтобы выдвинуть свои требования, израильский премьер избрал самый важный для российских институтов день, давая, таким образом, главе Кремля шанс — особенно после решения Трампа о выходе из соглашения — стать гарантом. Путин хочет сохранить ядерное соглашение, и министр иностранных дел России Сергей Лавров утром сообщил новостному агентству «Риа Новости», что Россия не намерена выходить из него. Сохранение соглашения является одним из главных дипломатических приоритетов Москвы, а сейчас растет ее беспокойство из-за возможной военной эскалации между Израилем и Ираном. Если это произойдет, под угрозой окажется само существование сирийского режима и роль России в регионе. У Москвы установились хорошие отношения с Ираном, ей нужны иранские войска в Сирии, но Иран, имеющий в своем арсенале ядерное оружие, не входит в ее интересы. Ядерное соглашение играет важную роль в том числе и потому, что сохраняет стабильность правительства Хассана Роухани, а это основополагающее условие для российских стратегий на Ближнем Востоке. Путину нужен президент Ирана в качестве партнера в попытке прийти к политическому решению сирийского кризиса, а новые санкции, которые Соединенные Штаты намерены наложить на Иран, ослабляют позиции Роухани на родине. Его недавнее переизбрание во многом было связано с экономическими возможностями, которые давало ядерное соглашение.
Израиль и Россию объединяет интерес к поддержанию хороших отношений, но теперь условия для этого были определены вполне четко: Нетаньяху хочет, чтобы Кремль освободил его от весьма вероятной иранской угрозы в Сирии. Однако Москва не может отказаться ни от своего партнерства с Израилем, ни от стратегического сотрудничества с Тегераном.