На прошлой неделе Владимир Путин в четвертый раз вступил в должность президента России. Что принесут нам следующие шесть лет его правления? Это сложный вопрос — и не в последнюю очередь потому, что большинство читателей на Западе получают информацию о России из коротких случайных новостных статей. Эти статьи и сообщения, которые зачастую не предлагают ни контекста, ни каких-либо интерпретаций, не дают возможности составить полную картину направления долгосрочного политического развития России. Между тем Владимир Путин мыслит масштабными историческими категориями. Последние несколько лет он регулярно к ним обращался, чтобы достигать своих политических целей. Чтобы понять политический вектор России при г-не Путине, необходимо понимать, как он использует историю.
В ноябре в Ливадийском дворце рядом с Ялтой, Крым, г-н Путин открыл памятник русскому царю Александру III, который правил Россией с 1881 по 1894 год. Этот памятник имеет такое же символическое значение, как и то место, где он расположен. Ливадийский дворец некогда был летней резиденцией династии Романовых Он также стал местом проведения знаменитой Ялтинской конференции 1945 года, на которой президент США Франклин Рузвельт, британский премьер-министр Уинстон Черчилль и советский лидер Иосиф Сталин решили судьбу послевоенной Европы. В 2014 году Россия аннексировала Крымский полуостров, спровоцировав крайне негативную реакцию Запада. Открывая современный памятник русскому царю в Крыму, Москва хочет сделать четкий акцент на непрерывности исторической связи с этим полуостровом.
Спустя примерно 100 лет личность Александра III снова приобрела политическое и культурное значение после выхода на экраны фильма «Сибирский цирюльник» (1998), снятого режиссером Никитой Михалковым, который и сыграл роль царя Александра III. Этот фильм едва уловимым образом продемонстрировал русскую монархическую традицию в качестве альтернативы исчерпавшей себя советской идеологии.
Открытие памятника Александру III в Крыму подтвердило вдохновленный историей политический курс при Владимире Путине. Хотя этот памятник вызвал много споров, касавшихся его художественной стороны, церемония его открытия и, что еще важнее, выступление г-на Путина во время нее были пронизаны символизмом.
В Ливадии г-н Путин попытался настроить аудиторию на мелодию гимна Российской империи «Боже царя храни». Превознося Александра III, г-н Путин проводил четкие параллели со своим собственным образом «выдающегося государственного деятеля и патриота… чувствовавшего огромную личную ответственность за судьбу страны». Те, кто присутствовал на той церемонии, возможно, спрашивали себя, не объясняет ли это ощущение личной ответственности решение г-на Путина остаться на четвертый срок, а также его чрезвычайно централизованный и персонализированный стиль управления страной.
Беды, посыпавшиеся на Россию после распада Советского Союза, укрепили г-на Путина в его стремлении снова сделать Россию «сильным, суверенным, самостоятельным государством» — именно так он охарактеризовал Россию 1880-х годов. Подобно Александру III, г-н Путин хочет, чтобы его страна опиралась «не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции… великому народу важно сохранять самобытность». Назвав период правления Александра III «эпохой национального возрождения, настоящего подъема русского искусства, живописи, литературы, музыки, просвещения и науки», г-н Путин намеревается оставить после себя такое же наследие.
Г-н Путин видит в национальном возрождении возможность существенно укрепить позиции России на международной арене. Российский национализм долгое время определялся не только своей самобытностью, но и оппозицией Европе — в Европе такое отношение всегда казалось враждебным. Действительно, стремление повысить авторитет России на мировой арене стало одной из главных целей г-на Путина. Высоко оценив мирные отношения Александра III с Европой, г-н Путин отметил, что русский царь добивался этого «не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью». Попытки России проявить свою твердость сегодня хорошо знакомы всему миру. Восхваляя стремление Александра III «отстаивать интересы страны прямо и открыто», г-н Путин рационализирует дипломатические позиции современной России. Такая политика — в 1880-х годах и сегодня — «обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире».
Итак, что все это может рассказать нам о следующем президентском сроке г-на Путина? Как сказал г-н Путин, суммируя итоги правления Александра III, это будет «временем возвращения к своим корням и историческому наследию». Внутри России это обернется дальнейшей централизацией и персонификацией власти.Что касается отношений России с Западом, это, вероятнее всего, будет означать возвращение к корням и отвержение западного стиля управления ради восстановления исконно русских традиций. Теперь, когда западные политические традиции все чаще демонстрируют свои недостатки, г-н Путин стремится предложить убедительную альтернативу, которая уже набирает вес на постимперском, постсоветском евразийском пространстве и, возможно, за его пределами.
Чтобы понять Владимира Путина, нужно тонко чувствовать историческое содержание. В отсутствие такого контекста действия, импульсы и страхи России будут для Запада непостижимыми, а его отношения с Москвой останутся чрезвычайно хрупкими.