Выход США из соглашения по иранской атомной программе несет большую угрозу для европейских компаний, работающих в Иране. Объявленные Вашингтоном санкции предполагают, что все иностранные компании обязаны закрыть свой бизнес в этой стране в период от трех до шести месяцев. В первую очередь это касается Франции и Германии, чьи компании особенно активно работают в Иране. Руководство этих стран уже выступило с резкими заявлениями, в которых критикуется решение администрации Трампа и предлагаются меры по защите европейского бизнеса в Иране. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian) заявил, что экстерриториальное применение санкций неприемлемо: европейцы не намерены платить за выход Соединенных Штатов из соглашения, которое ими же было подписано. Одновременно Европа обязана принять все меры по защите своих компаний в Иране.
В свою очередь, министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр заявил, что Европа — не вассал Америки, она будет защищать свой экономический суверенитет и не позволит США навязывать полицейский диктат мировой экономике. Франция представит Еврокомиссии предложения по блокировке американских санкций. Такой механизм уже был применен в 1996 году, чтобы вывести из-под американских санкций европейские компании, ведущие торговлю с Кубой. Американцы были тогда вынуждены пойти на попятную. Кроме того, Ле Мэр предложил создать европейский финансовый центр, который позволял бы вести торговлю с Ираном в евро, избавляя европейские компании от долларовой зависимости.
Министр экономики ФРГ Петер Альтмайер в свою очередь заявил, что его ведомство сделает все для минимизации потенциального ущерба немецким компаниям. Правительство Германии формирует рабочую группу, чтобы оценить последствия американских санкций для немецкой экономики. Пока что речь не идет о создании специального фонда, должно хватить уже действующей системы Hermes по гарантиям зарубежных инвестиций. Вместе с тем, Альтмайер отметил, что на данный момент в Германии нет юридических механизмов по защите немецких фирм от исков США. Однако такие механизмы должны быть созданы в рамках ЕС.
На прошлой неделе бурю негодования в Германии вызвало требование нового американского посла в Берлине Ричарда Гренелла. Он написал в своем твите, что немецкие компании должны немедленно свернуть бизнес в Иране. В ответ президент Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Эрик Швайцер заявил, что высказывание Гренелла вызвало глубокую тревогу и осуждение в немецких деловых кругах. МИД ФРГ обязан напомнить американскому послу, что он не имеет права давать указания немецким компаниям и тем более угрожать им. По словам Швайцера, экстерриториальное введение санкций Соединенными Штатами является незаконным с точки зрения международного права и может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, официальный Вашингтон подтвердил, что санкции против европейских компаний обязательно будут введены, если они не уйдут из Ирана. Как заявил советник по национальной безопасности Джон Болтон, «европейцы сами увидят, что в их интересах идти с нами, нежели соблюдать соглашение от 2015 года». Аналогичное заявление сделал и новый госсекретарь США Майкл Помпео.
Иранское направление играет пока незначительную роль во внешнеторговом балансе Германии: немецкий экспорт составил лишь три миллиарда евро в 2017 году, но перспективы очень большие, учитывая потребности Ирана в модернизации инфраструктуры и производства. В минувшем году товарооборот вырос на 42%, бизнес с Ираном ведут около 10 тысяч немецких компаний, в том числе «Сименс» и автопроизводители «Фольксваген» и «Даймлер», 120 немецких компаний имеют штаб-квартиры в Иране. Последнее решение администрации Трампа ставит под угрозу дальнейшие планы экономического сотрудничества: банки отказываются финансировать проекты в Иране, опасаясь репрессий со стороны США. В последние годы американские суды подвергали тяжелейшим штрафам европейские компании и банки за несоблюдение установленных США норм. Именно из-за Ирана в 2015 году американским судом был оштрафован на 8,9 миллиардов долларов французский банк «Бэ-Эн-Пэ Париба» (BNP Paribas).
После того как в 2015 году было заключено международное соглашение по иранской ядерной программе, европейские компании заключили ряд крупных контрактов с Ираном. Среди них лидируют французы, и именно они болезненнее всего реагируют на американские санкции. Французский концерн «Тоталь» (Total) подписал контракт на пять миллиардов долларов по разработке крупнейшего в мире нефтегазового месторождения «Южный Парс». Французский автопроизводитель «Рено» подписал соглашение о строительстве в Иране завода мощностью 350 тысяч автомобилей в год, «Пежо» — контракт на 400 миллиардов евро. Европейский авиагигант «Эйрбас» (Airbus) обязался поставить иранскому авиаперевозчику «Иран Эйр» (Iran Air) 100 самолетов на сумму до 20 миллиардов долларов. Норвежская «Сага энерджи» (Saga Energy) заключила контракт на три миллиарда долларов, предусматривающий строительство завода по производству солнечных батарей. Немецкий концерн «Сименс» подписал контракты по модернизации иранских железных дорог и поставке 50 локомотивов. Итальянская государственная компания FS заключила контракт на 1,4 миллиарда долларов по строительству скоростной железной дороги Кум-Арак. Список подписанных и планируемых контрактов в Иране можно продолжать до бесконечности. 100 аэробусов — только первый заказ, Ирану нужно полностью обновить свой воздушный парк, так как средний возраст самолетов превышает 22 года, некоторым экземплярам — 38 лет. Потенциальный портфель заказов может составить до 500 самолетов. И вот теперь эти перспективы перечеркнуты американскими санкциями. Иран приобрел также 40 российских самолетов «Сухой Суперджет» 100 (Sukhoi Superjet), но проблема заключается в том, что на них стоят американские компоненты, подпадающие под санкции. Тем временем корпорация «Сухой» заявила, что наладила производство своих комплектующих, а американская доля уже составила менее 10%.
Каковы перспективы разрешения нынешней ситуации? Все зависит от того, проявят ли европейцы политическую волю, чтобы защитить свои законные экономические интересы. Евросоюз обязан срочно выработать пакет контрмер, чтобы противодействовать санкционному диктату США. Эти контрмеры должны включать ответные санкции в отношении американских компаний в Европе, а также переход на евро в системе международных платежей. Пока что Минфин США может произвольно наказывать все компании, ведущие торговлю в долларах. Один из ярких примеров — дело украинского олигарха Фирташа, который провел якобы «нечестную» сделку в Индии в долларах и теперь подлежит выдаче в США. Не избегают экстерриториального суда США и европейские топ-менеджеры. На днях прокуратура штата Мичиган предъявила обвинение бывшему гендиректору крупнейшего немецкого автоконцерна «Фольксваген» Мартину Винтеркорну. Его обвиняют в манипуляциях с выхлопными газами: суд в США уже выдал ордер на его арест.