«Ура, ура, ура-а-а!» — громкие возгласы раздаются в этот солнечный майский день в Трептов-парке в Берлине. Точнее — на территории советского мемориального кладбища. Это российский праздник Победы в немецкой столице.
Скандирующая «ура» группа состоит из примерно 150 мужчин плотного телосложения, часто с окладистыми бородами и в темных очках, в байкерских куртках из черной кожи, с красными гвоздиками в руках. Есть среди них и несколько женщин. Все собираются перед массивным каменным монументом. Справа и слева от него устремлены ввысь два огромных советских флага из красного гранита. И еще раз звучит, два раза коротко и один раз протяжно: «Ура, ура, ура-а-а!»
Это утро 9 мая, дня, который Советский Союз праздновал как День Победы над фашизмом, а Россия празднует до сих пор. Окончание Великой Отечественной войны, на которой погибли, были ранены или пропали без вести миллионы, много значит для россиян. С учетом числа погибших их страна заплатила самую высокую цену в этой войне. Поэтому 9 мая остается в коллективной российской памяти праздником не менее важным, чем Новый год.
Вновь приехали «Ночные волки»
В последние годы он служил также для демонстрации нового национального самосознания. Это заметно и в Трептов-парке. Мужчины, которые своим громогласным «ура» привлекли к себе всеобщее внимание, — члены небезызвестных «Ночных волков», Ассоциации байкеров из России, которых считают преданными Путину националистами.
Три года назад, когда отмечалось 70-летие окончания Второй мировой войны, их «Победный мотопробег» из Москвы через Восточную Европу в Берлин наделал немало шума. В этом году такого шума не было. Но в этот раз путинская байкерская гвардия в черной коже приехала в Берлин через Дрезден и Торгау. Все это — легендарные места в российской памяти, которая не столь коротка, как немецкая.
Здесь, в Берлине, их встречают братья по духу. Немецкие «Красные волки» и «Черные волки» из солидарности с российскими волками прибыли в Трептов-парк. Они приветствуют друг друга, обнимаются и вместе фотографируются — под флагом «Ночных волков Европы».
С пестрыми флагами бывших советских республик и длинной очередью из симпатизирующих зрителей эта братская команда приходит в движение. На другом конце площади размером в четыре футбольных поля расположена главная цель: мавзолейный холм с криптой, над которой возвышается бронзовая статуя красноармейца. Одной рукой бронзовый солдат держит маленького ребенка, защищая его, а мечом в другой руке разрубает свастику.
Почести павшим советским солдатам оказывают не только российские «Ночные волки». До самого вечера не иссякает поток людей, даже когда байкеры в черной коже уже уехали. Гора цветов у советского мемориала все растет и растет.
В Берлине живут примерно 33 тысячи русских и украинцев. И еще свыше 100 тысяч российских немцев, поздних переселенцев из бывших советских республик, а также немцев с советским миграционным прошлым.
«Где мы, там Россия»
Для «Ночных волков» все они — часть русского мира: «Где мы, там Россия», написано на футболках, которые носят их сторонники. Это выражение новой панроссийской идеологии при Путине, концепции «русского мира». Она подразумевает ни больше и ни меньше как то, что Россия — это не только российское государство. Где есть русские — там и Россия. В том числе и в Германии, в том числе и в Берлине.
Через несколько метров маленькая девочка в оливковой форме Красной Армии выполняет гимнастические упражнения. При этом фотографируют не только ее. Три молодые женщины, одетые в одинаковые черные юбки, белые блузки и солдатские пилотки, ходят по площади. Их постоянно останавливают, чтобы сфотографироваться на память. На их пилотках написано: «Спасибо деду за Победу!»
Но здесь можно увидеть и подлинную форму настоящих воинов. Вот подходит небольшая группа российских ветеранов. Они тоже поднимаются по ступеням, чтобы возложить цветы. В заключение они под торжественные аплодисменты получают новые ордена. Эти ветераны прибыли в составе туристической группы. Программа очень насыщенная, надо уже ехать дальше, к памятнику в Тиргартене. «Идите немного помедленнее», — кричит пожилой мужчина экскурсоводу, когда их группа начинает движение.
Праздник без определенной программы
Площадь не заполнена полностью, для этого она слишком велика. Но повсюду движение, повсюду есть на что посмотреть, отовсюду доносятся голоса и музыка. Дети скатываются по холму мавзолея, родители и молодежь гуляют вокруг и фотографируются. Многие из них носят на груди оранжево-черную георгиевскую ленточку — знак памяти и национальный символ России. Их раздают бесплатно у входа к памятнику. У других с собой портреты павших.
Предписаний, распорядка или какой-то организации на этом празднике нет. Это коллективная российская память, которая невидимой рукой организует весь этот день.
В Германии 8 мая считается «Днем освобождения». 9 мая к советскому памятнику приходит лишь горстка немцев. При этом здесь можно увидеть носителей самых разных политических убеждений. У входа левоэкстремистская Марксистско-ленинская партия Германии, МЛПГ (маоистская политическая партия в Германии — прим. перев.), установила свой стенд. На пути к памятнику стоят несколько «граждан Германского рейха» (представители этого движения не признают ФРГ и считают себя гражданами «германского рейха» — прим. перев.). А активисты движения за мир установили прямо около главного монумента сцену. После полудня они образуют вокруг холма мавзолея человеческую цепь, символизирующую защиту мира.
Справа и слева, по двум сторонам площади, стоят 16 белых саркофагов из белого песчаника. С одной стороны они украшены цитатами Иосифа Сталина, с другой стороны можно прочитать перевод. Рельефы рассказывают историю войны с точки зрения победителей — Советского Союза.
Повсюду царит мирная российская атмосфера праздника, сейчас берлинский Трептов-парк немного похож на Парк Горького или другой парк в любом российском городе. Под деревьями некоторые посетители скрываются от палящего солнца, на скамейках разложено все, что обязательно должно присутствовать на дружном российском празднике на свежем воздухе — обильная еда, пиво и шнапс.
Хорошо, что в этом году меньше пьяных, рассказывает Соня, которая живет в Германии уже более десяти лет. Ее две подруги, с которыми она идет к выходу, согласно кивают головой. И поэтому 9 мая в этом году особенно трогает душу.
Праздновать рядом с братскими могилами
В паре метров отсюда находятся братские могилы, в которых похоронены свыше 7 тысяч советских солдат из 80 тысяч, погибших при взятии Берлина в 1945 году. Русские хоронили своих павших прямо на месте, в отличие от американцев, которые переправляли своих павших через океан. Эти кладбища — тоже русский мир далеко от российских границ.
А там, где утром гремело «ура» «Ночных волков», вечером звучат советские песни военных лет, которым подпевают многие из стоящих вокруг зрителей. Теперь есть полное ощущение, что находишься в русском мире. Или в советском? Некоторые бывшие советские республики тоже представлены в Трептов-парке.
Например, четверо грузин в традиционных красных шерстяных плащах на заходе солнца в сопровождении лютни исполняют под восхищенные аплодисменты зрителей песни своей родины. К концу дня в Трептов-парке собрались уже тысячи гостей.
Если бы здесь было побольше немцев, то они увидели бы то, чего обычно не видят. День Победы демонстрирует «русский мир», многотысячный русский мир Берлина.