В тот момент, когда президент Владимир Путин, находясь в Вене, в лестных выражениях описывал состояние российско-австрийских отношений, новый премьер-министр Италии заявил, что он будет стремиться к отмене санкций, введенных против России за регулярное нарушение норм международного права. Италия и Австрия стали важными пунктами на карте друзей Кремля. В правительстве обеих стран появились люди, представляющие партии, которые подписали договоры о сотрудничестве с кремлевской «Единой Россией».
Визит Путина пришелся на 50-ю годовщину подписания первого западноевропейского договора о покупке газа у СССР. В 1968 году австрийский концерн ОМФ (в тот момент его название выглядело как ÖMV, позднее, он решил избавиться от умлаута и стал называться OMV) подписал контракт с «Союзгазэкспортом» (сейчас он известен как «Газпром Экспорт»). Общие интересы в сфере энергетики продолжают связывать обе страны до сих пор. ОМФ выступает акционером и активным защитником проекта «Северный Поток — 2», благодаря которому российский газ сможет поступать в Западную Европу, минуя территорию Польши, Белоруссии и Украины.
Варшава вместе со странами Балтии, частью скандинавских государств и Украиной старается заблокировать эту инвестицию, однако, Берлин, а вслед за ним и Вена уверяют, что она носит исключительно экономический, а никак не политический характер. Некоторые эксперты предполагают, что в ходе своего визита в Австрию российский президент старался склонить европейские государства выступить против политики Трампа в отношении Ирана, а также введенных Вашингтоном заградительных пошлин на алюминий, которые нанесут удар по европейским экспортерам. Москва заинтересована в провоцировании трансатлантических споров.
Австрийская партия свободы (FPÖ), входящая в правящую коалицию, — это союзник «Единой России». Движение заняло пророссийскую позицию после разрыва со своим многолетним лидером Йоргом Хайдером (Jörg Haider). Договор с российской партией был подписан в 2016 году, то есть спустя два с половиной года после аннексии Крыма и нападения России на Украину, за которые Брюссель ввел против Москвы санкции.
«Это исключительно политические контакты на уровне партий. Я убежден, что „Единая Россия" с удовольствием развивает связи с другими политическими силами», — уверял Путин в беседе с журналистом Австрийской общественной телерадиовещательной компании (ORF).
«Пора покончить с этими злосчастными санкциями и нормализовать политические и экономические отношения с Россией», — заявил недавно газете «Остеррайх» (Österreich) вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе (лидер Австрийской партии свободы). Почти такие же слова звучали вчера в речи нового премьера Италии, которую он произнес в парламенте. «Мы выступаем сторонниками разворота к России и будем стремиться к пересмотру режима санкций, начиная с тех, которые наносят удар по российскому гражданскому обществу», — говорил Джузеппе Конте (Giuseppe Conte), не уточняя, каким образом ограничительные меры, направленные против донбасских мятежников и российских чиновников вредят неправительственным организациям.
Конте, как и Курц, будет управлять страной в союзе с партией, поддерживающей контакты с «Единой Россией». Вошедшая в правящую коалицию «Лига», которую возглавляет ставший вице-премьером и главой МВД Маттео Сальвини (Matteo Salvini), тоже подписала соглашение (предусматривающее, в частности, взаимный обмен информацией) с политическим объединением Дмитрия Медведева. Это произошло после российского нападения на Украину, а точнее, в 2017 году. Годом ранее региональный парламент Венеции, в котором большинство мест принадлежит «Лиге», признал Крым частью России. И хотя эта резолюция не имела никакой юридической силы, новость о ее появлении благодаря кремлевской пропаганде получила резонанс.
Британская газета «Дейли телеграф» (Daily Telegraph) даже сообщала (не приводя конкретных доказательств), что «Лига» и Австрийская партия свободы получают от Москвы финансовую помощь.
«Сейчас у Путина в Европе стало больше союзников, чем в прошлом году. Новое итальянское правительство лишь дополняет картину. Австрия уже не первое десятилетие оказывает инициативам Кремля сильную поддержку. Австрийская партия свободы получила силовые ведомства, так что у России появились новые возможности», — объясняет в беседе с нашей газетой Якуб Янда (Jakub Janda) — эксперт по российским влияниям в Европе и директор чешского аналитического центра «Европейские ценности».
«Несмотря на сложности, наш диалог с Австрией не прерывался ни в политической, ни в экономической сфере, ни в области безопасности», — рассказывал Путин в интервью австрийскому телеканалу.
Австрия и Италия — это не единственные страны ЕС, на которые может положиться Кремль. В октябре 2016 года в Европейском парламенте состоялось голосование по резолюции о методах борьбы с российской пропагандой, автором которой была представляющая польскую партию «Право и Справедливость» (PiS) Анна Фотыга (Anna Fotyga). За принятие документа проголосовало меньше 30% депутатов от следующих стран: Австрии, Италии, Кипра, Франции, Греции и Португалии. В тандеме Берлин — Париж (хотя первый поддерживает проект «Северный поток — 2») именно второй традиционно проявляет к России больше понимания. Недавно президент Эммануэль Макрон был гостем Петербургского экономического форума.
Грецию и Кипр Европейский совет по международным отношениям назвал «троянскими конями» России еще в 2007 году. С тех пор ситуация не изменилась. В 2016 году Путина с почестями принимал греческий премьер Алексис Ципрас, заявлявший, что нормализация отношений с Кремлем — это одна из его стратегических целей. Важную роль в распространении российских влияний играет российский олигарх Иван Саввиди — член «Единой России» и добрый знакомый Путина. Саввиди, живущий в Салониках, открыто поддерживает консервативную партию «Новая демократия», которую считают фаворитом ближайших парламентских выборов.
Соответствуют российской политической линии и некоторые шаги венгерского премьера Виктора Орбана. Он, например, блокировал заседания комиссии Украина — НАТО, выражая недовольство украинским законом об образовании, который ограничивает возможности венгерского меньшинства учиться на родном языке (при этом сами венгры, живущие в Закарпатье призывают снизить градус спора). Кроме того, Будапешт демонстративно поддерживает македонскую оппозицию, которая выступает против компромисса с Грецией по поводу названия Македонии. Соглашение с Афинами позволило бы Скопье продвинуться вперед на пути интеграции с НАТО и ЕС, которую всеми силами старается предотвратить Москва.
Проблем с продлением санкционного режима в отношении России до сих пор не возникало. Действие ограничительных мер заканчивается 15 сентября. Чем больше друзей Путина окажется у власти в разных странах, тем меньше будет вероятность того, что их удастся продлить в очередной раз.