Американцы сейчас не вызывают особой симпатии. Штрафные пошлины для всего мира возмутили ЕС и Китай. Экономики России и Ирана страдают от американских санкций. Поэтому неудивительно, что президент Путин во время инаугурации заявил о том, что страна должна освободиться от доллара. Словами дело не ограничилось. По сведениям Федеральной резервной системы США (ФРС), Россия в апреле сократила свои позиции по американским гособлигациям почти на половину — до уровня 48,7 миллиарда долларов.
По мнению аналитиков, Москва решила вывести деньги из сферы влияния американцев из-за опасений перед дальнейшими санкциями. Россия инвестирует теперь в другие валюты и в золото. Глава российского Центрального банка (ЦБ) Эльвира Набиуллина заявила недавно, что благородный металл — хорошее средство для диверсификации резервов. Центральный банк, по собственным данным, располагает сейчас 1900 тоннами золота на общую сумму свыше 80 миллиардов долларов. Благодаря высоким ценам на нефть недостаток долларов для России не проблема — страна может себе позволить держать меньше американской валюты. Помимо оправданных опасений, определенную роль в этих процессах, по-видимому, сыграли и плохие позиции бондов в этом году.
Но продажи облигаций имели, пожалуй, и другие последствия. Доходность десятилетней казначейской бумаги в апреле возросла почти на 35 базисных пунктов благодаря российским продажам. Это побочное явление вряд ли оставит американцев равнодушными. Если уж относительно небольшие продажи казначейских бумаг привели к подобному росту доходности, то что произойдет, если Россия избавится от вдвое или втрое большего их количества?
Согласно данным Федеральной резервной системы США, в иностранном владении сейчас находятся гособлигации на сумму свыше 6 триллионов долларов. Самый большой кредитор — Китай, владеющий облигациями на 1,1 триллиона долларов. Возможности Китая вызвать переполох на американском рынке бондов несравненно больше, чем у России.