Намерение России совместно с Эр-Риядом создать подконтрольную альтернативу ОПЕК свидетельствует о том, что аутентичная организация является неподконтрольной Кремлю и не удовлетворяет геополитические аппетиты Владимира Путина.
От встречи стран-членов ОПЕК в Вене еще до ее начала ждали существенных последствий. В первую очередь потому, что Россия на этой встрече с самого начала собиралась «продавить» через организацию свое решение относительно существенного — на полтора миллиона баррелей в сутки — увеличения добычи нефти.
На прошлой неделе глава Минэнерго России Александр Новак даже утверждал, что Саудовская Аравия согласна с третьего квартала нарастить общий объем добычи участников ОПЕК + именно на такую величину.
Впрочем, «Уолл стрит джорнэл» сообщил, что в Эр-Рияде согласны нарастить добычу — но лишь на 500 тысяч баррелей в сутки. Тем временем Иран вообще заявил о готовности выйти из любых сделок в случае, если Москва и Эр-Рияд пойдут на увеличение добычи. Поскольку, по мнению тегеранских чиновников, увеличение добычи и вероятное снижение цены на нефть именно в тот момент, когда Иран находится под американскими санкциями и наращивать свою добычу и продажу не может — это поддержка Саудовской Аравией попыток Вашингтона ухудшить экономическую ситуацию в Иране. По крайней мере, с таким заявлением выступил иранский министр по делам добычи нефти Бижан Намдара Зангане. О том, что инициатором увеличения добычи является все-таки Москва, он скромно промолчал, но всем было и без того понятно, что этот камень был брошен не только в саудовский, но и в российский огород.
Прошлой ночью мониторинговый комитет ОПЕК + будто пришел к компромиссу, и рекомендовал участникам альянса смягчить ограничительные меры и увеличить добычу нефти с 1 июля — правда, не на полтора, а на 1 миллион баррелей в сутки. Однако будет ли подтверждено такое решение на встрече министров в большом составе, пока неясно. И ответ скорее отрицательный — поскольку тот же Загнане покинул заседание комитета еще до завершения, заявив, что «встреча не является конструктивной». Возможно, сумели бы договориться и без Ирана — но в списке недовольных увеличением добычи появилась Венесуэла, Ирак и множество меньших экспортеров, которые физически не могут быстро нарастить добычу, и поэтому пострадают от возможного падения цены.
Видимо, поняв, что достичь контроля над ОПЕК + не удастся, Россия и Саудовская Аравия, по информации Bloomberg, собираются пригласить экспортеров нефти, участвующих в соглашении об ограничении нефтедобычи ОПЕК +, в новую структуру, аналогичную ОПЕК.
Единственным отличием новой организации будет тот факт, что большие производители нефти, к которым, разумеется, относятся Россия и Саудовская Аравия, получат в ней больше голосов. В отличие от ОПЕК, где действует принцип «одна страна — один голос».
России такая организация необходима, чтобы манипулировать добычей и ценами на нефть в соответствии с потребностями собственного бюджета. Саудовской Аравии — для того, чтобы обеспечить изоляцию и снижение влияния Ирана в регионе. И сотрудничать в этом деле Кремль готов именно с проамериканским Эр-Риядом, а не со своими тегеранскими друзьями.
Впрочем, подобные мотивы являются слишком очевидными и для остальных участников ОПЕК. Поэтому надеяться на массовое вхождение экспортеров в новую организацию пока не приходится. И противодействовать такому «внутри картеля картелю» собираются не только в Иране, Ираке и Венесуэле, но и в Катаре, Эквадоре и других странах-экспортерах. Которые, конечно, добывают заметно меньше Саудовской Аравии и России — но взяв курс на долгосрочное увеличение добычи, могут привести рынок к ценовой катастрофе.
Поэтому «суперОПЕК», скорее всего, так и останется пока мечтой Москвы и Эр-Рияда. Или же полуживой структурой, наподобие созданного Россией в 2008 году Форума стран — экспортеров газа. Который должен был стать «газовым аналогом» ОПЕК — но так и не получил никакого реального влияния на глобальный рынок.