Основу экономических и бизнес отношениях между Россией и Японией составляет план сотрудничества из восьми пунктов. Медицина/здравоохранение, городская среда, энергетика, Дальний Восток и так далее. Возможно, вы знаете, что одним из ключевых слов также является малый и средний бизнес.
Японский малый и средний бизнес рассматривает Россию в качестве нового рынка, однако и правительство России намерено сделать взращивание российского малого и среднего бизнеса новой основой экономического взаимодействия с Японией.
Взращивание малого и среднего бизнеса — первостепенная задача
Необходимо создать такую экономическую структуру, при которой она не будет чрезмерно зависеть от экспорта природных ресурсов. Для этого необходимо развивать внутреннюю промышленность и экспортировать прибыльную национальную продукцию. Именно такой видит правительство России экономическую и промышленную политику.
В посланиях Федеральному Собранию в декабре 2016 года, а также в марте этого года президент Путин призвал взращивать малый и средний бизнес, а также расширять экспорт в сферах, не связанных с природными ресурсами.
Он подчеркнул, что первостепенной задачей является развитие малого и среднего бизнеса, который поддержит российскую экономику и станет основой ее развития.
Поэтому Россия относится к взращиванию малого и среднего бизнеса с энтузиазмом и улучшает условия для его ведения, принимая соответствующие меры для его поддержки.
В июне 2016 года правительство России сформулировало «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года». В ней напрямую отмечается текущее положение малого и среднего бизнеса, а также его задачи.
Правительство предпринимает различные меры поддержки
В «Стратегии» российский малый и средний бизнес позиционируется как отсталый.
Его доля в ВВП составляет 20% (по данным министерства экономического развития на 2016 год). Нельзя сказать, что он поддерживает российскую экономику. Кстати, в Японии доля малого и среднего бизнеса составляет 54% (по данным на 2011 год).
Более того, доля промышленных предприятий в малом и среднем бизнесе крайне мала. Это не способствует развитию промышленности и усилению экспортной конкурентоспособности, к которым стремится правительство. Оно опасается, что это препятствует развитию промышленности.
Кроме того, российские власти отмечают, что система поддержки со стороны финансовых и административных органов, обеспечивающих деятельность малого и среднего бизнеса, не достаточно развита.
Для решения этих задач в «Стратегии» важное место отводится таким разнообразным мерам, как предоставление всеобъемлющей информации, финансовая поддержка, включая кредитные гарантии, привлечение малого и среднего бизнеса за счет проведения государственных закупок и так далее.
Например:
1. Подготовка условий для расширения участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках, а также развитие его сотрудничества с крупными компаниями;
2. Развитие электронных методов торговли, возможности заказа товаров по почте и дистанционного бизнеса для того, чтобы облегчить продажу продукции;
3. Увеличение финансовой помощи в рамках улучшения условий для предпринимательской деятельности, улучшение системы налогообложения и упрощение административных процедур;
4. Взращивание кадров для обеспечения развития малого и среднего бизнеса.
Например, в 2015 году было создано Федеральное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, которое финансирует малый и средний бизнес посредством фонда развития промышленности и фонда прямых инвестиций.
Кроме того, «Российский экспортный центр» предоставляет экспортную информацию малым и средним предприятиям. Смысл в том, чтобы эти меры государственной поддержки упростили деятельность малого и среднего бизнеса, а также обеспечили увеличение экспорта.
Уже есть результаты
В октябре 2017 года министерство экономического развития России опубликовало отчет о развитии малого и среднего бизнеса, а также улучшении условий предпринимательской деятельности.
В нем министерство оценивает наличие улучшений в областях, отмеченных в «Стратегии». Если проанализировать этот отчет, то становится понятно, что есть много сфер, уже демонстрирующих результаты.
Во-первых, уменьшение административных преград. В России для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, необходимо получать различные лицензии и пройти ряд проверок.
Например, различные проверки осуществляют с точки зрения технического проекта, прокладки электричества, пожарной безопасности, санитарных условий и так далее. На это требуются большие трудовые затраты, однако различных препятствий стало меньше.
В соответствии с докладом в первой половине 2017 года количество проверок сократилось на 45 тысяч раз в сравнении с тем же периодом 2016 года. Также отмечается, что количество административных нарушений, из-за которых владельцы были оштрафованы, сократилось на 23%.
Была пересмотрена система административных штрафов: в первый раз власти ограничиваются только предупреждением.
При этом административное руководство выросло в обратной пропорции с сокращением штрафов. Российские власти стали руководствоваться иным принципом: не «штрафовать после нарушения», а «предотвращать нарушения».
Также увеличилось финансирование, необходимое для деятельности малого и среднего бизнеса.
В 2016 году Федеральное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, упомянутое выше, увеличило финансирование в два раза по сравнению с прошлыми годами до 172 миллиардов рублей.
Мне не удалось найти данные о финансировании в 2017 году, однако поскольку в период с января по август сумма достигла 129 миллиардов рублей, это говорит об увеличении субсидий в сравнении с 2016 годом.
Цель — взрастить средний бизнес, что будет способствовать расширению экспорта
Итак, способствуют ли эти меры поддержки взращиванию малого и среднего бизнеса? Поскольку малому и среднему бизнесу помощь начали оказывать совсем недавно, пока еще статистика не отражает результатов.
В России примерно 2,85 миллиона компаний. Из них 97,5% — малый и средний бизнес (по данным на 2016 год). Этот соотношение не менялось с 2011 года.
С точки зрения экспорта, правительство России возлагает большие надежды на перерабатывающая отрасль. В этой отрасли в основном работают предприятия среднего размера, однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению количества таких компаний.
В 2015 году их число увеличилось на некоторое время, однако, по мнению экспертов, это произошло в результате того, что крупные компании начали сокращать кадры из-за экономического кризиса.
При этом если рассмотреть отрасли, в которых работает мелкий бизнес, насчитывающий наибольшее количество компаний, то 60% приходится на розничную и оптовую торговлю. Затем следуют риэлторские компании, занимающие 20%. Доля перерабатывающих предприятий составляет всего 9,5%.
При этом что касается средних компаний, то доля перерабатывающих предприятий составляет примерно 20%, однако их немного, поэтому они не могут стать движущей силой расширения экспорта.
Благодаря увеличению финансирования растет число мелких компаний. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы взращивать перерабатывающие компании среднего размера, что должно привести к увеличению экспорта.