Россия при Путине менее стабильна, чем кажется

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Чемпионат мира по футболу улучшил имидж России в мире. Но есть ли у современной системы России будущее? Серьезным вызовом для существования сегодняшнего режима станут экономический застой и необходимость смены политической власти. Рано или поздно в России вновь произойдет смена не только руководства, но и системы, к чему Запад должен готовиться уже сейчас.

Есть ли у современной политической системы России средне- и долгосрочная перспектива? Фундаментальным вызовом для дальнейшего существования сегодняшнего клептократического режима станет сочетание двух дестабилизирующих систему тенденций — экономического застоя и необходимости смены политической власти. Нейтрализовать их комбинированное воздействие не сможет даже умное кремлевское руководство. Поэтому рано или поздно в России вновь произойдет не только смена руководства, но и системы, к чему Запад должен готовиться уже сегодня.


Первый фактор: если цены на нефть вновь не взлетят вверх, то неэффективность и бесперспективность современной социально-экономической системы будет проявляться все очевиднее. Россия остается пораженным коррупцией ретрогосударством, которое может генерировать стабильное развитие только при перманентно высоких ценах на энергоносители и благоприятной внешнеэкономической ситуации. Без этих условий пирог, который делят между собой различные рантье, с каждым годом будет уменьшаться. Потеря экономической динамики и связанное с ней постепенное снижение относительного международного веса Москвы и ее влияния на мировую политику будут беспокоить российскую элиту все больше и больше.


Новая версия модели Медведева?

В результате этого и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) будет утрачивать конкурентоспособность на международном рынке, а возможно даже распадется. Финансовое бремя, связанное с поддержкой различных формально или неформально аннексированных территорий за пределами собственных границ, будет нести все труднее. Если какая-нибудь незападная держава, например Китай или Япония, не начнет рассматривать Россию не только как торгового партнера, но и как близкого, нуждающегося в активной поддержке друга, то отсутствие экономических перспектив будет становиться образованным россиянам все очевиднее.


Решительный, харизматичный и популярный правитель может, конечно, какое-то время компенсировать эти и другие опасности, угрожающие стабильности нынешнего режима в России. Но по биологическим, конституциональным и политическим причинам — и это второй дестабилизирующий систему фактор — уже сегодня ясно, что Владимир Путин не сможет долго обеспечивать руководство такого свойства.


Патерналистская система в России, как и в других постсоветских государствах, базируется на авторитете и стабилизирующей роли одобряемого обществом главного патрона. Скорее всего, этот харизматично-патерналисткий режим в Москве будет не в состоянии обеспечить упорядоченную передачу власти подходящему преемнику, как это получалось в последние десятилетия в Китае или Северной Корее. До 2024 года, то есть до окончания четвертого президентского срока Путина, проблема смены руководства, скорее всего, не будет стоять на повестке дня. Но несмотря на это, уже сейчас многие в госаппарате спрашивают себя: А что будет потом?


Правда, Путин может в 2024 году вновь назначить формальным главой государства послушного регента (что он, скорее всего, и сделает), как это было с Дмитрием Медведевым и его паллиативным президентством с 2008 по 2012 год. Но возникает вопрос, сможет ли Путин в возрасте 77 лет еще раз вернуться во власть полноценным «национальным лидером» (как его называют в России), и как долго он будет в этом случае соответствовать роли главного патрона на вершине пирамиды власти. Россия в советское время уже жила в периоды правления Леонида Брежнева, Юрия Андропова и, наконец, Константина Черненко в условиях геронтократии. Русский народ хорошо помнит, чем закончилось это господство старцев.


Колебания в системе элиты

На этом фоне вероятная смена лиц на президентском посту в 2024 году рассматривается российской элитой как переломный момент. Относительно молодой президент, который, возможно, встанет во главе страны после четвертого срока Путина, может ввиду преклонного возраста Путина претендовать на роль его преемника. А так как Путин в то же самое время будет подготавливать свой постепенный уход из политики, то ставки во время этой глубокой перемены в структуре власти в России будет значительно выше, чем это было при формальной передаче президентского поста Медведеву. Можно предположить, что главные действующие лица так называемой московской вертикали власти уже делают соответствующие просчеты и предположения.


Возникает вопрос, что будет означать уход Путина для будущего отдельных политиков и их кланов. Как должно вести себя политическое окружение Путина, чтобы пережить смену власти — в метафорическом и в буквальном смысле? Арест и осуждение бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева они, возможно, рассматривают как предупреждение. Всех без исключения, кто сегодня находится у власти в Москве, накапливает богатства и наслаждается привилегиями, волнуют вопросы: Кто будет следующим правителем? Какую роль в новой пирамиде власти будут играть сегодняшние функционеры? Насколько стабильным будет постпутинский режим? Какие персональные риски принесет адаптация, трансформация или деструкция системы Путина?


Подобная неуверенность уже очень скоро вызовет колебания в системе элит. Развитие событий может привести к серьезному, но потенциально демократизирующему конфликту между различными политическими фракциями и экономическими кланами. Более или менее упорядоченная передача власти новому лидеру Путиным и сохранение нынешнего клепто- и автократического порядка в контексте динамичного социально-экономического развития, как в начале 2000-х годов, вполне возможна. Но то, что фундаментальные изменения на вершине властной пирамиды будут проходить в условиях экономического застоя, делает замену нынешнего харизматичного лидера на приемлемую, сильную и рационально мыслящую альтернативную фигуру (без легитимных демократических выборов) непростой задачей.


Возможный новый поворот к Западу


К чему приведет неизбежная в ближней или дальней перспективе дестабилизация политического режима в России на международной арене, предсказать трудно. Большинство аналитиков склонно предполагать, что существующий режим или приспособится к новой ситуации, или сохранит сегодняшний внешнеполитический курс, но, возможно, и ухудшит российско-западные отношения в результате радикализации или даже фашизации существующей системы. Каждый из этих сценариев приведет к тому, что сегодняшние глубокие социально-экономические проблемы в России останутся или даже обострятся, например, в результате эскалации торговой войны с Западом. То есть, реализация таких сценариев будет воспроизводить или усиливать бесперспективность нынешнего развития России, что в свою очередь будет только усиливать внутреннюю нестабильность.


Но весьма вероятно и то, что тесная интеграция России в мировую экономику, ее неспособность к автократии, а также отсутствие геополитических альтернатив экономической связи с Западом приведут после смены курса и режима в Москве к новому сближению с Западом, как это уже было в конце 80-х годов при Горбачеве.
Отсутствие долговременных альтернатив во внешнеэкономической и политической сфере, а также культурная близость большинства русских к европейским традициям рано или поздно вынудят Кремль вновь искать связей с Западом. И как только это произойдет, Вашингтон, Брюссель и Берлин — в отличие от периода после развала Советского Союза в 1991 году — должны будут иметь обширный план действий для постепенной интеграции России в западное содружество государств.


Андреас Умланд — научный сотрудник Института евро-атлантической кооперации в Киеве и издатель серии книг «Политика и общество в советский и постсоветский период».

Обсудить
Рекомендуем