Он задал президенту России Владимиру Путину вопрос о вмешательстве России в американские выборы, показал ему копию обвинительного акта против 12 агентов российской разведки, подготовленного специальным прокурором, и, к явному недовольству г-на Путина, спросил, почему множество его политических оппонентов оказались на кладбище.
Итак, завершив работу над своим непростым интервью, которое он взял у российского лидера на прошлой неделе в Хельсинки, Крис Уоллес (Chris Wallace) сделал следующий совершено логичный шаг: он взял отпуск.
И отправился в Россию.
«У меня были некоторые сомнения, — признался ведущий „Фокс ньюс" (Fox News) во время телефонного интервью из Санкт-Петербурга, где он и его супруга Лорейн собирались пойти в Мариинский театр. — Но я подумал: почему бы и нет?»
Для того, чтобы не ехать в Россию, есть как минимум несколько веских причин. В конце концов, г-н Путин не очень любит, когда ему бросают вызов. Однако, если не считать тех нескольких раз, когда прохожие на улице узнали его — «это тот самый человек, который брал интервью у президента Путина?» — по словам г-на Уоллеса, его поездка оказалась очень спокойной. «Не было никаких признаков возможных проблем или чего-то в этом роде».
Невозмутимость — это полезное качество для журналиста-ветерана, который вел президентские дебаты в 2016 году и задавал весьма неудобные вопросы своим гостям на программе «Фокс ньюс Сандей» (Fox News Sunday) в течение последних 15 лет. 70-летний г-н Уоллес брал интервью у г-на Путина в 2005 году, однако его встреча с российским президентом в понедельник, 16 июля, — единственное интервью, которое г-н Путин дал представителям американских СМИ после саммита с президентом Трампом — была гораздо более значимой.
Во время интервью г-ну Путину пришлось несладко, когда г-н Уоллес поднял тему российского вмешательства в выборы. Президент заявил, что у него нет компромата на г-на Трампа, который, по его словам, совершено не интересовал россиян до момента выдвижения его кандидатуры на президентских выборах. Г-н Путин рассердился, когда г-н Уоллес спросил его о гибели его политических оппонентов, и ответил, что американских политиков тоже убивают.
Люди смотрели это 34-минутное интервью, не отрывая глаз: в понедельник, 16 июля, его трансляцию посмотрели 3,2 миллиона человек — это тот самый редкий случай, когда рейтинг 6-часовых новостей превысил рейтинги программ прайм-тайма. Даже ведущие с конкурирующих каналов были по-настоящему впечатлены: ведущий канала «Эм-эс-эн-би-си» (MSNBC) Брайан Уильямс (Brian Williams) отметил, что г-н Уоллес задавал такие вопросы, от которых г-н Путин всегда старался уклоняться.
Однако этого интервью могло и не быть.
По словам г-на Уоллеса, он в течение нескольких месяцев добивался интервью с г-ном Путиным, которое он хотел взять во время Чемпионата мира по футболу, однако в конечном итоге Кремль ответил ему отказом. Но после того, как было объявлено о саммите в Хельсинки, команда г-на Путина пошла ему навстречу. Их единственное условие заключалось в том, чтобы это интервью было показано полностью.
«Мне стало ясно, что он хочет наладить контакт с западными зрителями, в первую очередь с американскими зрителями, и что мы сможем договориться», — сказал г-н Уоллес.
Когда г-н Уоллес приехал в российское посольство в Хельсинки, где планировалось провести интервью, там было множество сотрудников службы безопасности. «Некоторые из тех ребят были настоящими гигантами», — рассказал он. Съемочной группе «Фокс Ньюс» пришлось ждать несколько часов, прежде чем появился г-н Путин — они истолковали этот его шаг как попытку вывести их из равновесия.
Однако у г-на Уоллеса тоже был сюрприз в запасе. Зная, что г-н Путин захочет отмахнуться от темы обвинительного акта против офицеров российской разведки, подготовленного специальным прокурором, он принес с собой и показал российскому президенту копию этого документа. «На секунду или две в зале все затаили дыхание, — рассказал г-н Уоллес. — С этого момента все его внимание было сосредоточено на мне».
Г-н Путин отказался взять в руки этот документ, попросив своего переводчика положить его на край стола. Его настроение еще больше испортилось, когда г-н Уоллес спросил, почему столько противников г-на Путина вдруг оказывались убитыми или близкими к смерти.
Тем не менее, по словам г-на Уоллеса, после окончания интервью российский президент уже не казался таким рассерженным. Они пожали друг другу руки, и г-н Уоллес рассказал о своих планах посетить несколько российских городов во время отпуска.
Упс!
«Он спросил, сколько времени я проведу в каждом из этих городов, — рассказал г-н Уоллес. — Меня это немного встревожило. Зачем ему это знать?».
Как выяснилось, г-ну Путину, который родился и вырос в Санкт-Петербурге (он до сих пор называет его Ленинградом), было приятно услышать, что г-н Уоллес проведет там больше времени, чем в Москве.
Агрессивный подход г-на Уоллеса, который относится к репортерскому звену «Фокс Ньюс» и которого внутри этой сети считают своего рода бунтарем, резко контрастировал с подходов других репортеров «Фокс Ньюс», приехавших в Хельсинки. Во время своих встреч с г-ном Путиным Шон Хэннити (Sean Hannity) и Такер Карлсон (Tucker Carlson) демонстрировали в лучшем случае симпатию, а в худшем — откровенную лесть.
На вопрос о том, не раздражает ли его тот факт, что г-н Трамп дал так много интервью влиятельным ведущим «Фокс Ньюс», но с момента своей инаугурации не дал ни одного интервью на программе «Фокс ньюс Сандей», г-н Уоллес последовал примеру г-на Путина и постарался уклониться от прямого ответа.
«Раздражение — это не совсем верное слово, — сказал г-н Уоллес. — Хочется ли мне взять интервью у президента? Несомненно. Но его стратегию работы с прессой определяет Белый дом».
«Не думаю, что интервью с американским президентом сразу после саммита в Хельсинки было бы правильным решением, — добавил он. — Если и когда у меня появится возможность взять интервью у президента, я бы хотел сделать это самостоятельно, а не быть одним из многих журналистов, и чтобы текущие события не были настолько ошеломительными».
Кроме того, интервью с г-ном Путиным может дать г-ну Уоллесу возможность лучше подготовиться к его очередной просьбе об интервью с президентом США, адресованной Белому дому.
«К примеру, я могу отметить, что Владимир Путин дал мне интервью, так почему наш президент не хочет сделать то же самое?— пошутил г-н Уоллес. — Да, я обязательно приведу этот аргумент».