Эксклюзивный характер мероприятия очевиден: российская Государственная Дума на заседании в среду приняла новое офшорное законодательство. На его основе в российском прибалтийском эксклаве Калининграде и в тихоокеанском порту Владивостоке два острова в границах каждого из городов объявляются «специальными административными районами» (САР). Туда смогут переселиться фирмы, до сих пор зарегистрированные за границей.
Посторонним вход туда естественно запрещен. Налоговый режим весьма привлекателен: отчисления с прибыли предусматриваются в пределах от 0 до 5 %.
Российское правительство работало над законами о создании собственных налоговых оазисов несколько лет. Цель — дать возможность российскому капиталу вернуться из-за границы на родину, привлечь иностранных инвесторов и сделать российские фирмы более конкурентоспособными на мировом рынке. Но воспользоваться новыми законами смогут далеко не все.
С введением западных санкций против России цель пакета законов сузилась до создания двух островов спасения для собственных, попавших в переплет олигархов. Поэтому оба российских офшорных острова пока недоступны для российских компаний. Министерство финансов, вероятно, опасается, что слишком многие местные предприниматели захотят воспользоваться экономически привлекательной налоговой моделью.
А чтобы какие-нибудь особо находчивые бизнесмены не решили по-быстрому основать бизнес за границей, а затем репатриировать его в Калининград или Владивосток, новый закон распространяется только на компании, которые уже в начале этого года были зарегистрированы в одном из заграничных налоговых оазисов.
Банкам и иным финансовым организациям также нельзя здесь обустраиваться. На этом в свою очередь настоял Центральный банк, занимающийся в данный момент упорядочиванием отечественных финансовых институтов. Центральный банк также изъял из закона первоначально предусмотренное там право для новых офшорных резидентов беспрепятственно совершать платежные операции с заграницей. Это противоречило бы основной задаче законов — возвращению капитала в Россию.
На заграничных инвесторов законодатели также больше не рассчитывают. После первого чтения из окончательного варианта закона было удалено положение об упрощенном порядке получения разрешения на работу в офшорных зонах для иностранных специалистов. Кроме того, желающие получить офшорный статус должны будут в течение полугода инвестировать в САР 50 миллионов рублей (около 700 тысяч евро). Подобные инвестиции делают новое регулирование привлекательным только для больших российских холдингов.
Таким образом, проект оказывается сориентированным в первую очередь на миллиардера Олега Дерипаску. Его финансовая империя с апреля находится «под обстрелом» американского министерства финансов. Под санкции попали помимо прочего принадлежащие Дерипаске инвестиционные холдинги «Базовый элемент» и En+, его алюминиевый завод «Русал», а также тесно сотрудничающее с «Фольксвагеном» автомобилестроительное предприятие ГАЗ.
Дерипаска ведет в данный момент переговоры о возможности снятия санкций, если он откажется от контроля над этими предприятиями. Если эти переговоры не увенчаются успехом, Дерипаска сможет в течение одного дня перевести свои активы с Багамских островов или острова Джерси на выбор на остров Октябрьский под Калининградом или на остров Русский под Владивостоком. Калининград — одно из мест проведения игр прошедшего чемпионата мира по футболу, во Владивостоке прошел саммит АРЕС 2012 года.
Помимо Дерипаски нововведением может воспользоваться и миллиардер Виктор Вексельберг, попавший в затруднительное положение со своими предприятиями, размещенными преимущественно в Швейцарии. И другие олигархи, например, Роман Абрамович и Аркадий Ротенберг, которым также грозит ужесточение санкций, смогут найти себе местечко на новых кремлевских островах спасения.