В настоящее время Соединенные Штаты ведут переговоры с «умеренными арабскими государствами» о создании арабской версии Организации Североатлантического договора — так называемого «арабского НАТО», которое объединит суннитские государства под лозунгом противостояния общим угрозам.
Кувейт был первой арабской страной, которая приветствовала инициативу о создании стратегического альянса на Ближнем Востоке, как заявил заместитель министра иностранных дел этой страны Халед аль-Джаралла. По его словам, Кувейт будет поддерживать контакты с Вашингтоном, чтобы получить дальнейшие разъяснения относительно формирования данного альянса.
Что такое«умеренные государства»?
Термин «умеренные арабские государства» был введен в употребление западными исследовательскими центрами в конце первого президентского срока Джорджа Буша в отношении стран Персидского залива, Египта и Иордании. Эти государства составляют противовес так называемым «государствам сопротивления» — Ирану и его союзникам.
Позже это описание стало официально использоваться всеми израильскими правительствами, начиная с кабинета Эхуда Ольмерта после окончания войны в июле 2006 года в Ливане в попытке провести разграничение между арабскими странами в зависимости от их региональной политики.
Бывший госсекретарь США Кондолиза Райс провела первое заседание государств этого альянса — так называемой «оси умеренности» — в октябре 2006 года в Каире. В нем приняли участие шесть стран Персидского залива, Египет и Иордания, однако на тот момент это был сугубо политический союз, и перспективы его трансформации в военный альянс ещё не обсуждались.
Каковы цели «арабского НАТО»?
Как сообщили четыре американских и арабских источника информационному агентству Reuters, Белый дом намерен развивать сотрудничество со странами «арабского НАТО» в области противоракетной обороны, военной подготовки, контртеррористической деятельности и других вопросов, таких как поддержка региональных экономических и дипломатических связей.
Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США рассказал агентству, что альянс станет оплотом против иранской агрессии, терроризма и экстремизма и установит мир на Ближнем Востоке.
Белый дом сообщил, что работает над идеей альянса с региональными партнерами США уже несколько месяцев. Согласно заявлению американского источника, официальные лица Саудовской Аравии выдвинули идею создания альянса в сфере безопасности в преддверии визита президента США Дональда Трампа в королевство в прошлом году, однако это предложение не сдвинулось с места.
Действительно, в самом начале все международные средства массовой информации сообщали новость об образовании альянса, ссылаясь на информацию Reuters. Однако за несколько часов до публикации доклада агентства был обнародован отчёт, подготовленный ведущим израильским исследовательским центром — Центром стратегических исследований Бегин-Садат под названием «Направляемся ли мы к арабскому НАТО?», который раскрывает детали создания альянса и его цели.
В докладе израильского центра анализируются причины необходимости формирования данного альянса, особенно в Красном море. Авторы предупреждают о переброске членов ливанской «Хезболлы» в Йемен, которые должны возглавить войну против Саудовской Аравии и установить контроль над судоходными путями.
Также упоминается тот факт, что элита офицеров «Хезболлы» в Йемене занялась превращением хуситов в армию, способную осуществлять сложные операции по всему миру.
В докладе говорится о том, что борьба с «Хезболлой» стала приоритетом для администрации Трампа, особенно после того, как деятельность членов этой группировки стала распространяться по Латинской Америке. Отмечается, что они сотрудничают с наркокартелями, проникают в Соединенные Штаты и играют ключевую роль в Сирии. Авторы доклада предупреждают, что не защищён от проникновения в страну членов «Хезболлы» также Бахрейн.
Кроме того, сообщается, что «Хезболле» удалось воспользоваться ливанским военно-воздушным оружием (которое является американским) для реализации своей повестки. Что касается Соединенных Штатов и их арабских союзников, то они могут объединить свои усилия для борьбы с этой угрозой и, таким образом, нанести удар по иранскому влиянию в регионе.
Авторы доклада упоминают, что расширение военного присутствия США для борьбы с хуситами «напрямую» может рассматриваться как военный акт, а значит, потребовать очередного одобрения со стороны Конгресса.
Со своей стороны, американская сеть CNN сообщает, что администрация Трампа рассматривает военные варианты, чтобы сохранить жизненно важные водные пути на Ближнем Востоке открытыми после нападений хуситов на саудовские нефтяные танкеры 25 июля прошлого года.
Два должностных лица в администрации США подтвердили, что если будут предприняты какие-либо военные меры, то их осуществлением займутся региональные союзники Вашингтона, как к примеру, Саудовская Аравия, а не американские войска.
Со своей стороны, британская газета The Times заявила, что главное внимание в ходе продолжающихся переговоров по формированию альянса сосредоточено на военной подготовке и обороне, и отметил, что одним из вариантов для обсуждения является создание регионального ракетного щита, аналогичного израильской системе «Железный купол».
Согласно газете, стороны выбрали для альянса предварительное название, которое звучит как Ближневосточный стратегический альянс (MESA), члены которого проведут встречу в Вашингтоне в октябре, чтобы в деталях обсудить деятельность будущего объединения.
Новый альянс ликвидирует прежние
В 2015 году на арабском саммите в Шарм-эль-Шейхе президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал к созданию объединённых арабских сил для борьбы с терроризмом. Начальники генштабов заинтересованных государств несколько раз встречались в Каире, однако инициативу ожидал провал в связи с разногласиями между Египтом и Саудовской Аравией.
В конце того же года министр обороны Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман неожиданно объявил о создании исламского альянса для борьбы с терроризмом со штаб-квартирой в Эр-Рияде. Это заявление стало официальным свидетельством провала египетских усилий по созданию объединённых арабских сил.
Однако в действительности Саудовской Аравии также не удалось сформировать упомянутый альянс, хотя она и объявила о том, что назначила своего генерала руководителем альянса. Это произошло из-за опасений ряда стран (Пакистан в их числе), которые объявили о своем участии в проекте, в связи с возможностью начала суннитско-шиитской войны в будущем.
Таким образом, сегодня вряд ли можно говорить об успехе формирования исламского союза во главе с Саудовской Аравией, и даже «арабская коалиция», которая вела войну против хуситов в Йемене, оказалась на грани коллапса по ряду причин, в том числе из-за победы Махатхира Мохамада на выборах в Малайзии и заявления его министра обороны о выводе своих войск с поле боя.
Второй неудачей для саудовских альянсов стала победа близкой к Ирану партии, возглавляемой Имраном Ханом, на местных выборах в Пакистане. Помимо прочего стали обостряться отношения Саудовской Аравии с Марокко, членом альянса, после поддержки Эр-Риядом Вашингтона в его заявке на проведение Чемпионата мира по футболу в 2026 году в ущерб заявке Марокко.
Ярким свидетельством растущей напряженности в отношениях между Эр-Риядом и Рабатом является решение короля Саудовской Аравии Сальмана бен Абдель Азиза отменить свой ежегодный отпуск в марокканском городе Танжер и выбрать другое направление.
Египет придерживается идеи объединенных арабских сил
Бывший директор одного из управлений в вооружённых силах Египта, генерал-майор Самир Фарадж, подтверждает, что так называемое «арабское НАТО» не существует до сих пор. По его словам, есть решение Лиги арабских государств о создании объединённых арабских сил быстрого реагирования под командованием начальника штаба египетской армии, и Каир не желает появления альтернативы данному проекту.
В интервью Raseef22 египетский военный рассказал, что объединённые арабские силы могут защитить арабские и, в частности, египетские интересы в Красном море, и противостоять террористическим угрозам в регионе. Фарадж подчеркнул, что такая сила, которая юридически уже сформирована, будет также играть важную роль в предстоящем процессе обеспечения безопасности судоходства и транзита судов в Баб-эль-Мандебском проливе и международных водах в Йемене.
Фарадж подчеркнул, что Египет привержен идее формирования объединённых арабских сил быстрого реагирования, принятой Лигой арабских государств. Однако, в проекте участвуют Ирак и Ливан, которые отвергают любое вмешательство в йеменский кризис. Вашингтон также не хочет оказывать военную поддержку коалиции, которая состоит из 22 стран, включая Судан, против которого введены американские санкции.
Саудовская Аравия изучает финансирование и правила
Саудовский писатель, аналитик и редактор газеты Ukaz Джамиль Аз-Зияби считает, что успех формирования «арабского НАТО» для противостояния иранской угрозе в первую очередь должен зависеть от видения членов альянса. Другими словами, они должны осознавать риски, связанные с этой угрозой, для арабских стран и региона в целом.
Аз-Зияби сообщил Raseef22, что решающим словом в процессе формирования арабского НАТО будут обладать Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Иордания. Аналитик добавил, что эти страны прекрасно осведомлены о масштабе иранской угрозы и преступлений иранских вооруженных группировок, распространённых в регионе.
Он подчеркнул, что арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией, видящая своей целью восстановление законной власти в Йемене, добилась ощутимого успеха, расстроив иранские планы в этой стране.
По мнению саудовского эксперта, идея создания «арабского НАТО» не была сформулирована окончательно и есть те, кто ещё изучает возможные последствия данной инициативы с военной и геополитической точек зрения, механизмы финансирования и правила взаимодействия.
Аз-Зияби подчеркнул, что ключевой целью этой идеи является усиление арабских стран, обеспечение их безопасности и стабильности, противодействие иранской агрессии и терроризму в свете лишения Тегераном ряда арабских стран политической воли и распространения терроризма в регионе.
Станет ли новый альянс причиной сближения между Катаром и Саудовской Аравией?
Аз-Зияби подтверждает, что не все страны Персидского залива конфликтуют с Ираном, в частности, речь идёт о Катаре. Также можно сказать, что хорошие отношения с Ираном поддерживает Кувейт.
Данное обстоятельство указывается в докладе Центра Бегин-Садат. Так, авторы считают, что следует уделять внимание кратковременным разногласиям и целям, которые порождают конфликты между членами и обращать внимание на их стратегические интересы и безопасность.
Новый альянс — это военное объединение, деятельность которого посвящена вопросам безопасности и обороны и изолирована от экономических, дипломатических или политических конфликтов, в связи с чем кризис вокруг Катара и любые другие кризисы не должны иметь влияния на альянс.
Нет сомнений в том, что принятие Катара в арабское НАТО наряду с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами будет означать конец кризиса в Персидском заливе и начало соперничества с Ираном, который предоставил катарцам возможность использовать свое воздушное пространство для преодоления блокады стран Персидского залива.
Однако новый союз, включающий Катар, в случае если его примут, поставит эту страну в тупик, поскольку доминировать в нем будут Саудовская Аравия и ОАЭ. Если у них вновь появятся разногласия с Катаром, они возобновят блокаду, воздушное пространство будет закрыто для него со всех сторон, и на помощь Тегерана рассчитывать уже не придётся.
Турецкие СМИ атакуют американскую идею
Турецкие журналисты, работающие в средствах массовой информации, близких к президенту страны Реджепу Тайипу Эрдогану и его партии «Справедливость и развитие», раскритиковали идею создания альянса, заявив, что это новая ошибка Саудовской Аравии и ее инициатором является премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Турецкий журналист, пишущий для газеты Daily Sabah, считает, что этот альянс станет марионеткой, которая будет действовать лишь в интересах Соединённых Штатов и их традиционного союзника — Израиля, поскольку развяжет им руки во всем регионе.
Информационное агентство Bloomberg опубликовало отчет, в котором содержится призыв к созданию альянса в сфере разведки вместо военного объединения. Авторы отчёта предупреждают, что Иран обладает множеством инструментов для нанесения ущерба, включая кибератаки и использование соответствующих группировок, и призывают к сдерживанию этих угроз и расширению данного альянса, чтобы он включал также Турцию, Египет, Иорданию и НАТО, с возможностью присоединения к нему Тель-Авива.