Новые британские охотники за подводными лодками будут вместе с норвежской авиацией противостоять российской угрозе, сообщило Министерство обороны Соединенного Королевства.
Британия и Норвегия станут бороться с нарастающей угрозой со стороны российского ВМФ, совместно используя базы и аэродромы новых самолетов патрульной авиации.
Значительная активизация российских подводных сил привела к тому, что ВМС НАТО в зоне северной Атлантики и Балтийского моря подвергаются особому риску.
В будущем году Британия получит первый из девяти самолетов P-8A стоимостью три миллиарда фунтов стерлингов. Норвегия закупит пять таких самолетов, чтобы соответствовать «меняющимся условиям безопасности» в северной Атлантике, о чем говорится в совместном заявлении, подписанном Британией, Норвегией и США.
Британские самолеты будут базироваться на аэродроме в шотландском Лоссимуте, а оперативное и материально-техническое обеспечение будут осуществлять норвежские самолеты.
План совместного использования баз и аэродромов возник в связи с комментариями министра обороны Гэвина Уильямсона, который заявил, что «наращивание российской военно-морской активности в Атлантике демонстрирует усиление агрессивности и напористости этой страны».
По его словам, королевские ВМС в 2017 году 33 раза реагировали на приближение российских боевых кораблей к территориальным водам Великобритании. В 2010 году был лишь один такой случай.
Принятое в 2010 году в Британии решение отказаться от морской патрульной авиации впоследствии было пересмотрено в свете военных действий России в Грузии и на Украине, о чем говорит Ник Чайлдс (Nick Childs) из Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies).
«Перемены в отношениях с Россией привели к тому, что в обзорном докладе по вопросам обороны за 2015 год в качестве важного приоритета было выделено наращивание возможностей морской патрульной авиации и заполнение имеющихся брешей», — отметил Чайлдс.
Королевские ВВС сохранили навыки охоты за подводными лодками за счет командирования своих летчиков в вооруженные силы США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Данное решение было принято в 2015 году в целях возрождения потенциала морской патрульной авиации Британии.
По словам Чайлдса, подводные лодки являются самой могущественной составляющей российского ВМФ. Подводный флот включает от 60 до 70 субмарин, но очень немногие из них могут создать головную боль для военно-морских сил НАТО. Решение о совместной работе с норвежскими вооруженными силами «является логичным шагом, поскольку экзотических возможностей и средств стало меньше».
Самолет Р-8 «Посейдон» ведет борьбу с подводными лодками, с надводными кораблями, выполняет задачи по воспрещению судоходства, а также занимается радиоэлектронным подавлением и разведкой. Для этого у него имеются торпеды, глубинные бомбы, противокорабельные ракеты «Гарпун» и прочее оружие.
Поисковая РЛС «Посейдона» оптимизирована для обнаружения малых предметов на морской поверхности, таких как перископы подводных лодок, а также более крупных надводных объектов. Установленные под крыльями противокорабельные ракеты «Гарпун» могут использоваться для нанесения ударов по надводным кораблям противника, а противолодочные торпеды можно перевозить во внутреннем отсеке для вооружения. Британские «Посейдоны» будут защищать атомные подводные лодки со средствами ядерного сдерживания и два новых авианосца Соединенного Королевства. Они также смогут сбрасывать гидроакустические буи с целью обнаружения субмарин.
Планы совместных действий с Норвегией в мае получили дополнительную поддержку, когда государственного секретаря норвежского Министерства обороны Тон Скоген (Tone Skogen) приняли на базе королевских ВВС в Лоссимуте.
«Норвегия и Британия — естественные партнеры с учетом наших общих ценностей, а также нашей истории и географии, — заявила Скоген. — Мы можем и дальше развивать и укреплять двустороннее сотрудничество в военной сфере по таким вопросам, как современные и высокотехнологичные истребители F-35 и противолодочные самолеты Р-8».
Официальный представитель британского военного ведомства заявил: «Соединенное Королевство вместе с Норвегией будет искать пути более эффективного использования разведывательных и противолодочных возможностей самолетов Р-8А в рамках укрепления безопасности в северной Атлантике, что будет способствовать укреплению безопасности НАТО».