Вести (Украина): Стоп-кран — чем обернется разрыв ж/д-сообщения с РФ

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украинские «Вести» анализируют последствия возможного принятия решения о прекращении железнодорожных пассажирских перевозок между Украиной и Россией. По мнению авторов статьи, эта идея министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна не найдет поддержки у миллионов украинцев. Кроме того, Украина понесет многомиллиардные убытки, а в выигрыше окажутся Молдавия и Белоруссия.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян 17 августа, причем — буквально — случайно, написал в комментарии на Фейсбуке: «Подписал исторический документ. В Москву будут ходить только медведи, как в старые добрые времена». Позже добавил: инициатива принадлежит не только Мининфраструктуры, но и «другим ведомствам», и ее обсуждали уже не раз «в рабочих группах».

Ситуация сравнима с отменой авиасообщения в 2015-м. Только вместо Белоруссии, резко нарастившей доходы и обновившей авиапарк благодаря «транзитным» украинским пассажирам, на нынешнем запрете заработает Молдавия, запустив новые поезда, а также маршруточники.

«Украинцы хотят ездить в РФ»


Пассажирские перевозки между Украиной и РФ сегодня обеспечивают 13 пар поездов: 8 из Украины, 3 — Молдавской железной дороги и по одной — РЖД и Азербайджанской ж.д.. В 2016-м Укрзализныця отчиталась о 1,36 миллиона перевезенных пассажиров, в 2017 — 0,9 миллиона, а за 7 месяцев нынешнего года 454,1 тысячи. Парадокс, но снижение, показываемое УЗ, не подтверждает Госстат: в 2016 году, по его данным, РФ посетили 3,8 миллиона украинцев, в 2017 году — 4,3 миллиона. Вероятно, причина в том, что в статистику попадают и пассажиры самолетов, и автобусов — но оценить их объем сложно из-за большой доли теневых перевозок.

«Одно дело, если бы власть объявила военное положение, перекрыла границы, отозвала из РФ наших дипломатов, т.е. назвала войну войной. Тогда все было бы логично. Но совершенно другое, когда хотят убрать поезда, утверждая, что печется о гражданах — это абсурд, ведь украинцы хотят ездить в РФ», — сказал «Вестям» экс-министр транспорта Иосиф Винский. Пострадают грузоперевозки и смежные отрасли, например, порты.

«Вот что случается, когда политика вмешивается в экономику: грузопоток, и без того мелкий, теперь будет вовсе обнулен — а мы на нем зарабатывали, поскольку тарифы на транзитные перевозки были выше, чем на внутренних направлениях (у нас они одни из самых низких в Европе), — пояснил экс-замглавы Мининфраструктуры Владимир Шульмейстер. — На пассажирском же направлении убытки составят, по прогнозу, около 10 миллионов гривен (в 2015 году — 5-6 миллионов гривен)».

И цифры драматичны. Экс-начальник Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин пояснил «Вестям»: четыре состава, формируемые его бывшими подчиненными (два «Одесса-Москва», а также №74 «Львов-Москва» и №6 «Киев-Москва») — в общей сложности составляют 40 вагонов.

«Они ходят в РФ каждый день и зарабатывают ежедневно 5 миллионов гривен, или 1,6 миллиарда гривен в год. Совокупный доход от остальных 2,5 тысячи вагонов — 4 миллиарда гривен, т.е. всего 40 вагонов зарабатывают треть всего дохода УЗ от пассажирских перевозок», — сказал Кривопишин, приведя в пример тарифы на перевозки «Киев-Ужгород»: 570 гривен в купе за 837 км против 3 тысяч 600 гривен в купе за 857 км до Москвы.

«Мы не случайно старались, чтоб наши вагоны ходили на международных направлениях: там специфический алгоритм распределения доходдности каждого пассажирокилометра, та же цена на билет привязывается к курсу швейцарского франка — т.е. уже в понедельник билет до Москвы может стоить 4 тысячи гривен. А сегодня УЗ отказалась от ряда направлений, например, поезд «Киев-Берлин» перехватили россияне, забрав нашу квоту».

Подарим Молдавии 1,6 миллиарда?

Вагоны, которые освободятся после закрытия российского направления, не могут быть перенаправлены на другие международные маршруты: ЕС требует, чтобы вагоны соответствовали стандартам «Ритц», а у Украины таковых немного.

«Вместо прибыльного Московского направления вагоны будут курсировать на убыточных внутренних маршрутах, например, до Винницы, — прогнозирует Иосиф Винский. — Вместо них наших пассажиров будут забирать поезда «Кишинев-Москва»: запретить их мы не можем, т.к. это будет нарушением международного права, также люди переключатся на поезда минского направления».

Ситуация аналогична той, что сложилась после прекращения прямого авиасообщения между Украиной и РФ (запрет вступил в силу 25 октября 2015 года). Поток приняла на себя Белоруссия, и ее государственная авиакомпания «Белавиа» получила несколько новых самолетов марки «Эмбраер» (еще 11 бортов заказано).

«Транзитных — почти половина от всех пассажиров на регулярных рейсах. Основной транзитный поток между Украиной и Россией. Думаю, около половины от всего транзита. Поэтому мы стали больше летать в украинские аэропорты: Одесса, Харьков, Львов», — говорил в интервью белорусским журналистам гендиректор Белавиа Анатолий Гусаров. Фактически, Молдавия может повторить успех Белоруссии, перехватив украинских транзитных пассажиров (к поездам можно прицепить дополнительные вагоны, плюс — увеличить количество составов).

«А у Южного вокзала в Киеве уже сегодня стоят маршрутные автобусы, готовые везти пассажиров на Москву, Брянск. Рынок будет саморегулироваться, заполняясь такими перевозчиками», — убежден Кривопишин.

«При этом отдельный вопрос — безопасность таких перевозок: сегодня люди ездят на поездах без эксцессов, а если будут подъезжать к границе с РФ на одних маршрутках, переходить ее и садиться в другие автобусы — количество проблем с безопасностью увеличится в разы», — прогнозирует Иосиф Винский.

Политический аспект

Когда именно кабмин рассмотрит документ, переданный Омельяном, вопрос. «Есть внутренняя кухня кабмина, в которой министр Омельян не является ключевым принимателем решений. Гройсман сейчас в отпуске, и по возвращению его ждет «сюрприз» от министра — не думаю, что правительство поддержит этот проект», — утверждает информированный источник «Вестей» в кабмине.

В профсоюзе железнодорожников также никак не реагируют на вероятное решение: собеседник, пожелавший остаться анонимным, сообщил «Вестям», что внутренняя дискуссия о том, как быть с поездными бригадами, которые снимут с маршрута, пока не началась. Не подтвердил наличие каких-либо распоряжений внутри Укрзализныци и Александр Красноштан, замначальника департамента пассажирских перевозок дальнего следования УЗ.

«У нас нет пока ни единого документа об этом — но мы государственное акционерное общество, и как только решение будет принято, — отреагируем», — сказал Красноштан «Вестям».

***

Ранее в статье «Как ездили, так и будем ездить», «Вести»  рассказали, как на Украине реагируют на идею министра Омеляна закрыть ж/д сообщение с Россией. В частности, в статье подчеркивается, что среди тех, кто едет в Россию — самые обычные люди, граждане обеих стран. И хотя, согласно данным Госпогранслужбы, украинцы стали реже ездить в РФ, поток пассажиров не иссякает. Люди едут в гости, по делам, на работу или просто проведать родню.

Обсудить
Рекомендуем