Всякий раз, когда президент Трамп презрительно называет ведущие средства массовой информации «фейковыми новостями», пресса ощущает неловкость, потому что с ним соглашаются очень многие американцы. Однако мы в Центре национальных интересов не можем игнорировать широко распространенную предвзятость СМИ, которая начала разрастаться с апреля 2016 года, когда наш журнал «Нейшнл интерест» опубликовал первую речь Трампа по вопросам внешней политики. С того момента мы подвергаемся беспощадным и предубежденным нападкам со стороны якобы объективных средств массовой информации.
Трамп неправ, когда называет ведущие СМИ «врагом народа». Но надо сказать, что многие представители средств массовой информации бесцеремонно отбросили в сторону традиционные стандарты журналистики, освещая деятельность президента и все, что с ним связано. Например, репортеры агентства «Блумберг» дали понять, что направленное нашим центром российскому дипломату Сергею Кисляку приглашение на выступление Трампа (такие же приглашения мы отправили еще двум десяткам иностранных послов) является чем-то необычным и неподобающим. Другие журналисты критикуют центр за сообщения о том, что бывший сотрудник администрации Рейгана, входящий в совет директоров центра, участвовал в подготовке речи Трампа, хотя это является стандартной практикой вашингтонских аналитических организаций. Что бы ни было причиной такой тенденциозности — легкомыслие или враждебность, — последствия от этого одни и те же. Такая тенденция создает угрозу американской демократии и национальной безопасности.
То, что Центр национальных интересов стал объектом нападок СМИ, весьма странно. Мы являемся внепартийным исследовательским институтом по вопросам внешней политики, в наш совет директоров входят представители и сторонники обеих партий, в том числе бывшие сотрудники органов национальной безопасности из обеих партий и высокопоставленные в прошлом военачальники. Никто из совета директоров и правления центра никогда не поддерживал кандидатуру Трампа, а некоторые публично выступали против нее, жертвуя миллионы на нужды антитрамповских комитетов политического действия. Через месяц после выступления Трампа мы вручили награду сенатору Тиму Кейну (Tim Kaine), который позже стал напарником Хиллари Клинтон по предвыборной гонке и кандидатом на пост вице-президента США от Демократической партии. Многие официальные лица открыто хвалят нас за нашу работу, в том числе министр обороны Джим Мэттис и советник президента Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс. Центр организовал выступление Трампа в качестве услуги обществу, но не в качестве политического заявления.
В отличие от некоторых других аналитических организаций, в нашем центре не работают граждане России, он не принимает деньги из России, и у него нет представительства в этой стране. Мы также не публикуем совместные заявления с российскими институтами и экспертами. В своей работе мы стараемся следовать принципам основателя Центра национальных интересов Ричарда Никсона, который стремился к диалогу между ведущими державами, в том числе с противниками США, такими как Россия. Мы делаем это не из-за того, что верим в способность России стать другом Америки, а потому что считаем (подобно Никсону и Рейгану, в чьих администрациях многие наши ведущие сотрудники занимали важные посты), что дипломатия является важнейшим дополнением к силе и обеспечивает достижение внешнеполитических целей США.
Что касается нашего центра, то он ведет диалог, проводит встречи с российскими официальными лицами, деятелями оппозиции и экспертами, а также обсуждает вопросы политики в западных и российских средствах массовой информации. Когда мы встречаемся в России с ее официальными представителями или с кем-то еще, мы объясняем факты так, как они нам видятся. Во время прошлогодних бесед в Москве мы заявили высокопоставленным руководителям, в том числе министру иностранных дел Сергею Лаврову, что российско-американские отношения серьезно пострадают, если Москва не прекратит вмешательство в выборы. Мы уверены, что такие встречи являются вполне оправданными и очень важными, поэтому отказываемся менять курс.
Такие СМИ как «Блумберг», «Дейли бист» и «Ньюсуик» по-прежнему называют наш диалог с Россией странным и даже зловещим. Хотя у нас было очень мало контактов со штабом Трампа, ось Трамп — Россия неодолимо влечет к себе репортеров, заставляя их придумывать конспирологические теории. Так, журналисты порочат членов совета директоров нашего центра, чьи компании вкладывают инвестиции в России, хотя в этом нет ничего необычного и неподобающего. Они также намекают на то, что почетный председатель нашего центра Генри Киссинджер является «доверенным лицом» Владимира Путина — просто из-за того, что они несколько раз встречались за те годы, что Путин находится у власти.
Еще одним свидетельством сегодняшней политической атмосферы маккартизма стала реакция на июльский визит в Москву республиканских сенаторов. Один кандидат от демократов высмеял этот визит, заявив, что республиканцы «ездили на встречу с самыми важными своими избирателями». Экспертов по вопросам внешней политики обвиняют в распространении кремлевской пропаганды лишь за их заявления о том, что при разработке американской политики по отношению к Москве Вашингтон должен принимать во внимание ее ядерный арсенал.
Широкое распространение также получило подозрительное отношение к людям с российскими корнями. Бывший директор национальной разведки Джеймс Клэппер, являющийся одним из главных критиков Трампа, заявил на национальном телевидении, что русские «едва ли не генетически предрасположены к стремлению кооптировать, внедряться, завоевывать благосклонность». Кимберли Страссел (Kimberley Strassel) из «Уолл-стрит джорнэл» написал о попытке демократического сотрудника сената допросить свидетеля о контактах с людьми, которых тот «имел основания считать русскими или с российскими корнями». Таким образом основанием для расследования стало российское происхождение.
Точно так же журналисты регулярно пишут о том, что один из нас, Дмитрий Саймс, «родился в России», хотя тот приехал в США 45 лет назад как политический беженец и почти 40 лет является американским гражданином. Поразительным лицемерием можно назвать то, что некоторые журналисты осуждают Трампа за его высказывания против иммиграции, и в то же время демонстрируют агрессивную предвзятость по отношению к миллионам американцев российского происхождения, в том числе к евреям, которые бежали от коммунизма.
Рассказывая о Трампе и России, очень многие представители средств массовой информации прониклись неким миссионерским духом и выходят за рамки соответствия фактам. Они утратили всякое чувство ответственности за последствия своего ревностного поиска заговоров. Такой подход к журналистике умаляет американские ценности, к которым относится толерантность и презумпция невиновности.
Эти журналисты точно так же игнорируют опасность разжигания ненависти к врагам Америки. Джордж Вашингтон пророчески предостерегал о недопустимости такого отношения, написав: «Нация, подталкиваемая неприязнью и недовольством, иногда взывает к войне против государств вопреки лучшим политическим расчетам». Мы не можем забывать эти слова, когда имеем дело с величайшим ядерным соперником Америки.
Чарльз Бойд — генерал ВВС в отставке, председатель совета директоров Центра национальных интересов. Дмитрий Саймс — президент и генеральный директор этого центра.
Комментарии читателей
Suzanne Smith
Рассказывая о Трампе и России, очень многие представители средств массовой информации прониклись неким миссионерским духом, и выходят за рамки соответствия фактам…
Очень многие в СМИ действуют так, будто факты вторичны и должны подчиняться желаемому результату. А желаемый результат — это импичмент Дональда Трампа вне зависимости от того, совершил он или нет какие-то преступления и правонарушения. Видимо, они считают, что их животная ненависть к этому человеку является достаточным основанием.
John Hawkins
Никогда не ссорьтесь с человеком, который покупает чернила бочками и контролирует популярный новостной сайт.
June Dieffenbach
Сегодня в национальных СМИ редко можно увидеть детальную и конкретную критику. Большинство руководителей боятся этим заниматься, опасаясь того, что СМИ нападут на них и уничтожат.
Marianne Carlson
СМИ изменятся только тогда, когда в Белый дом придет демократ. Они только об этом и думают. Мысль о том, что Трампа в 2020 году могут переизбрать, доводит их до абсолютного безумия. Добром это не кончится, как с Хиллари. Нельзя победить Трампа, имея плохого кандидата. А у демократов вообще никого нет.