На повестке дня — использование турецкой лиры и российского рубля вместо доллара в торговле между Турцией и Россией.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган во время своего выступления на саммите Тюркского совета в Киргизии призвал тюркские республики Средней Азии использовать национальные валюты вместо доллара в торговых операциях с Турцией и между собой.
С другой стороны, председатель ирано-иракской Торгово-промышленной палаты Яхья Исхак (Yahya İshak) заявил, что Тегеран и Багдад приняли решение отказаться от доллара во взаимной торговле и использовать евро, риал, динар.
Это прекрасные события на пути к тому, чтобы наступить на горло империализму.
***
Но есть и те, кто говорит, что это бессмысленные проекты.
Например, некоторые утверждают, что, даже если во взаимных расчетах Турция и Россия будут использовать лиру и рубль, это вряд ли принесет пользу, поскольку цены все равно будут устанавливаться на основе курса доллара…
На мой взгляд, если турецкие торговцы и банкиры привыкнут работать с рублями, а российские торговцы и банкиры — с лирами, это уже само по себе принесет пользу с точки зрения преодоления психологического порога.
И пусть курс доллара какое-то время продолжает быть определяющим; со временем мы начнем оценивать независимо от доллара другие валюты, с которыми привыкнем иметь дело.
Кроме того, разве сокращение использования доллара не окажет негативного влияния на курс американской валюты?
Давайте не обращать внимания на тех, кто говорит: «Да бросьте», — и попытаем удачу.
***
То же самое касается и мобилизации отечественного производства.
Здесь тоже кто-то мудрствует: «Бессмысленное дело». Например, некоторые говорят: «Множество запчастей для смартфонов Vestel производятся за рубежом, поэтому его "отечественность" спорна». На них тоже не будем обращать внимания.
Если запчасти для iPhone производятся в Китае, мы не можем назвать его американским продуктом?
В двигателе «Ситроен» (Citroen) есть запчасти немецкой фирмы «Бош» (BOSCH), и по этой причине мы можем сказать: «Французское происхождение Citroen спорно»?
Дело в бренде, патенте, в их происхождении.
Поэтому продолжаем мобилизацию.