Доллар США со времен окончания Второй мировой войны имеет в мире особый статус — статус мировой резервной валюты. Так, к примеру, торговля нефтью и другими энергетическими ресурсами ведется исключительно в долларах. По словам Рональда-Петера Штёферле (Ronald-Peter Stöferle) из управляющей компании Incrementum, «нефтедоллары», на которые производители нефти затем покупают американские гособлигации, позволили США накопить поистине гигантские долги, не провалившись при этом в финансовую пропасть. Однако в последнее время эксперт наблюдает постепенный отказ различных стран во главе с Россией и Китаем от доллара. Создание евро, по его словам, тоже можно рассматривать как шаг в этом направлении. Эта «дедолларизация» — постепенный, но перманентный процесс, который следует рассматривать в связке с переходом от «валютного мира», центром которого являются США, к новому мультиполярному «валютному миру», подчеркнул он.
Большое влияние на этот процесс, по мнению управляющего активами, оказала победа Дональда Трампа на президентских выборах в США. Своей политикой под лозунгом «Америка прежде всего!» он ввязывается во все новые и новые торговые конфликты. Однако, чем больше Америка прибегает к протекционистским мерам, тем больше в краткосрочной перспективе будет сокращаться предложение долларов на рынке, уверен Штёферле. К этому добавляются постоянные повышения учетной ставки со стороны Федеральной Резервной Системы (ФРС) — американского центрального банка. Это, без сомнения, также является одним из факторов для укрепления доллара, особенно в связи с сокращением баланса центробанка. Это уже ощутили ориентированные на экспорт развивающиеся экономики. Большие трудности грозят странам, долги которых исчисляются в долларах. Стратегия Трампа по превращению доллара в политический инструмент заставляет страны в других регионах мира отказываться от американской валюты.
Китай тем временем уже успел заключить ряд договоров о поставках нефти, номинированных в юанях. Кроме того, Поднебесная в этом году, по словам Штёферле, начала торговлю нефтяными фьючерсами в юанях. На него теперь приходится около 7% мирового торгового объема нефти. Важным признаком активности китайцев в направлении создания многополярной системы с несколькими резервными валютами эксперт считает также введение в прошлом году фиксинга при торговле золотом на Шанхайской бирже. Кроме того, на недавнем крупном африканском саммите, состоявшемся в Китае, на котором был согласован целый ряд крупных инфраструктурных проектов, по словам Штёферле, была предпринята попытка по заключению сделок в юанях между Китаем и африканскими странами.
Постепенная потеря долларом статуса доминирующей валюты мира может обернуться для США большими отрицательными последствиями. Так, спрос на доллары, а также на американские гособлигации может серьезно сократиться. Это, в свою очередь, спровоцирует рост инфляции и процентных ставок в США. А если у Китая будут возникать все новые и новые возможности для покупки нефти за юани, то он будет проявлять все меньше интереса к американским гособлигациям. Кроме того, интерес к вложению прибыли от продажи нефти в «нефтедоллары» могут постепенно начать терять и ближневосточные монархии, предположил Штёферле.