Норвежский министр обороны пристально следит за действиями России, но военной угрозы в ней не видит.
В воскресенье стало известно, что Россия готовит новую волну милитаризации Заполярья. По всему Кольскому полуострову возникли военные базы, которые раньше не было видно даже на интернет-картах Гугл.
По данным издания «Баренц Обзервер» (The Barents Observer), там размещены ядерные ракеты и крылатые ракеты высокой дальности. Наступательная мощь России укрепляется — всего в шаге от норвежской границы.
Как сообщил «Эн-эр-ко» (NRK) редактор Томас Нильсен (Thomas Nilsen), мы наблюдаем новую холодную войну, своего рода версию 2.0. Министр же обороны Франк Бакке-Йенсен заявил, что пристально следит за развитием ситуации.
«Ситуация вызывает все больше опасений. Налицо все признаки эскалации», — заявил Бакке-Йенсен.
Буферная зона
Во вторник Бакке-Йенсен посетил Военный саммит-2018, крупнейший армейский форум для стран НАТО. На нем представители различных государств делятся опытом, обсуждают общие вызовы и стараются выработать наиболее эффективные решения.
Привычка России все время играть мышцами вынуждает Норвегию теснее сотрудничать с НАТО.
Министр обороны произнес проникновенную речь об укреплении северных рубежей страны. Но кое-кто все равно остался недоволен, и этот кое-кто — бывший шеф внешней разведки Норвегии генерал-лейтенант Хьелль Грандхаген (Kjell Grandhagen).
Грандхаген полагает, что в случае возможного конфликта Россия, вероятнее всего, попытается занять норвежскую территорию на севере — и потому призывает к реальным мерам по защите Северной Норвегии уже сейчас.
«Речь идет не о наступательной операции с идеологической подоплекой, а исключительно о попытках создать буферную зону», — объясняет Грандхаген. Он подчеркивает, что новое российское оружие размещено в зоне дальности натовской артиллерии.
Четкое понимание ситуации
Министр обороны подчеркнул, что в число военных угроз Внешняя служба разведки Норвегии Россию не включила, сославшись на последнюю оценку вызовов. Вместе с этим Бакке-Йенсен отметил, что Норвегия выстраивает крепкую систему национальной обороны и является надежным партнером НАТО.
«Мы тратим значительные ресурсы, чтобы иметь четкое понимание ситуации на севере. Для нас важно хорошо представлять себе, что же происходит на севере. Так мы сможем избежать недопонимания — раз, и будем готовы в случае необходимости — два», — заявил Бакке-Йенсен.
Бывший шеф внешней разведки Грандхаген считает, что министерство обороны пытается приуменьшить риск.
«Разумеется, мы можем закрывать глаза на реальность. Но я считаю, что это крайне безответственно. Какой трудной задачей ни представляется оборона Финнмарка (северная провинция Норвегии на границе с Мурманской областью — прим. перев.), всякое государство обязано в любой ситуации защищать свою территориальную целостность и свое население», — считает Грандхаген.
«Жители Финнмарка имеют не меньше прав на защиту, чем и остальные норвежцы из более густонаселенных областей», — подчеркнул он.