Русская Германия (ФРГ): Вселенский разрыв

Как Москва и Константинополь борются за украинских православных

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
По мнению экспертов, конфликт между Вселенским патриархом и Московской патриархией не является внутрицерковным, и церковные иерархи всех 14 православных патриархатов прекрасно понимают его двойственную, церковно-светскую природу.

Небо над Кремлем внезапно стало ниже: между кремлевскими звездами и небом словно образовался невидимый, но ощутимый потолок. Через триста лет безоговорочного доминирования над Русской Православной церковью оказалось, что Москва — отнюдь не Третий Рим и вовсе не столица всемирного православия. Над православной Москвой тоже есть свой начальник. При этом он вполне земной и человечный. Хотя должность его и называется очень даже помпезно: архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх.

Зовут этого первосвященника Варфоломей. Он 223-й Константинопольский патриарх с раннехристианских времен образования кафедры во Втором Риме. Для всех православных, включая российских, Варфоломей — как Папа Римский для католиков (конечно, это очень округленное определение). Такое решение принял почти полторы тысячи лет (!!!) тому назад Трулльский Собор: «Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем…:».

С тех пор все так и работает: Вселенский патриарх шлет приглашение Папе — и тот приезжает к нему. В ноябре 2006 к Варфоломею прибыл Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый. До него у Вселенского патриарха в 1967-м году побывал Павел Шестой и в 1979 г. Иоанн-Павел Второй.

Патриарху Варфоломею сейчас 78 лет, в миру он — Димитриос Арходонис, живет в Стамбуле. И сегодня этот пожилой и еще недавно мало известный за пределами воцерквленной публики человек — главная глобальная угроза существованию православной Московской империи.

И да, в мае этого года Варфоломей отказал в аудиенции президенту Путину, гостившему в Анкаре у Эрдогана. Российскому лидеру пришлось удовлетвориться телефонным разговором со Вселенским патриархом и гордо сообщить об этом на своем сайте.

А 8 сентября «министр иностранных дел» Русской Православной церкви митрополит Илларион в эфире всех федеральных телеканалов выступил с угрозами Вселенскому патриарху. Ничего подобного телеэфир еще не слышал за время своего недолгого (по меркам христианства) существования. По словам Илариона, средства церковной дипломатии на сегодняшний день практически исчерпаны. Как выразился Илларион, Константинополь поступил с РПЦ подло и вероломно, но Русская Православная церковь оставляет ему возможность одуматься…

Но Константинополь, простите за игру слов, не пал.

Томос движется к Украине

Чем же так насолил патриарх Константинополя Московской патриархии?

1 сентября, в ходе Синаксиса (Архиерейского собора) Константинопольской церкви в Стамбуле Патриарх Варфоломей заявил, что берет на себя инициативу по преодолению украинского раскола, «поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему».

Инициатива же Константинополя состоит в том, что Украинская православная церковь получит томос об автокефалии. Если перевести этот греческий старояз на русский, то украинское православие получит полный суверенитет и независимость от Москвы.

Цепочка: церковный приход — Киев — Москва — Константинополь сокращается ровно на одно звено. И это звено — Москва. Случиться это взрывное событие может уже в наступающем октябре.

Читателю, далекому от политико-религиозных коллизий, трудно оценить остроту боли, переживаемой сейчас Московской патриархией. Для того чтобы разобраться в этом хоть немного, надо понять, что собой сегодня представляет РПЦ (Русская Православная церковь) и какую роль в ее земном быту играет Украина.

В 40-миллионной Украине сегодня две трети граждан (65,4%) считают себя православными, свидетельствуют данные опроса Центра Разумкова.

К Римско-католической церкви принадлежат 1% украинцев, Украинской греко-католической — 6,5%, протестантами себя считают 1,9%, исповедуют иудаизм 0,2%, ислам — 1,1%

В подчиняющейся РПЦ Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) насчитывается 13 348 приходов. Это, обратите особое внимание, всего на 4694 меньше, чем у Московского патриархата во всей России.

Москве в Украине принадлежит 168 монастырей, в России — 499. При этом украинские монастыри, в первую очередь три лавры (в РФ их всего две), богаче российских.

У второй религиозной силы, Украинской православной церкви Киевского патриархата, 5167 приходов и 62 монастыря.

У третьего объединения, самопровозглашенной Украинской автокефальной православной церкви, 1225 приходов и 13 монастырей.

В случае если бы в новой автокефальной церкви объединились все православные Украины, на православной карте мира появилась бы церковь, оспаривающая первенство у самой РПЦ: 19 000 православных приходов Украины и 18 000 приходов РФ.

И вот теперь, согласно томосу — Указу Вселенского патриарха, именно это и может быть поставлено на карту: вторая и третьи силы объединяются в новую Единую православную церковь Украины, а часть приходов, подчиняющихся Москве, еще до получения томоса заявили о присоединении к ней.

По украинскому законодательству, каждый приход в стране имеет право перейти в другую конфессию.

Томос об автокефалии новая Единая Украинская церковь, скорее всего, получит в Софии Киевской. Решение о томосе принимает Синод как распорядительный орган, а его ближайшее заседание запланировано на октябрь. Затем созывается собор украинских иерархов, который в присутствии специальных представителей Вселенского патриарха изберет предстоятеля единой церкви и ему вручат томос как документ.

За день до теледемарша из Москвы, 7 сентября, на сайте Константинопольского патриархата появилось краткое коммюнике: «В рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви в Украине Константинопольский патриарх назначил своими экзархами в Киев архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады, оба которые служат украинским православным верующим в своих странах под эгидой Константинопольского патриархата».

10 сентября направленные Патриархом константинопольской церкви Варфоломеем посланники-экзархи прибыли в столицу Украины.

И 300 лет однажды заканчиваются…

Таким образом Варфоломей совершил предпоследний шаг перед подписанием томоса о независимости украинского православия от Москвы и возвращения его под руку Константинополя.

Я написал «возвращения», потому что в Константинополе считают последние триста лет нахождения украинских православных под властью Московской патриархии временным явлением.

Патриарх Варфоломей заявил: «В 1686 году наш предшественник, покойный Патриарх Дионисий IV, вследствие политического давления мучительных обстоятельств… был вынужден издать письмо, предоставляющее Москве право рукополагать Митрополита Киевского при неизменном условии, что каждый Митрополит Киевский будет не только поминать имя Вселенского Патриарха как своего духовного настоятеля и авторитета, но и демонстрировать каноническую юрисдикцию Константинополя над этой Митрополией».

Кстати, ситуация 1686 года, как ее описывают историки, не глобально отличается от нынешней. Давний предшественник Варфоломея Дионисий Константинопольский в категорической форме отказывался передавать Украину Москве. Но тогда была напряженная ситуация между Россией и Османской империей. Царские дипломаты это использовали (турки не хотели воевать с Россией) и уговорили султана сохранить мир в обмен на согласие с передачей Киевской митрополии. Султан вызвал к себе православного патриарха (тот очень сильно зависел от мусульманской власти) и дал ему указание отдать Киевскую митрополию Москве. Стоило это не очень дорого: 200 золотых и 120 соболиных шкурок.

Но, по мнению экспертов, Москва получила лишь частичную власть над Киевом.

«В единственном сохранившемся первоначальном греческом тексте говорится, что патриарху Московскому не было дано никакого подчинения или изменения юрисдикции митрополии (что запрещено канонами), — утверждает российский богослов и историк Константин Ветошников — а только разрешение совершать хиротонию (рукоположение, рукоположения) митрополита».

Говорят, что патриарх Варфоломей определил делом своей жизни возвращение к канонам. Именно поэтому сейчас его жизнь — в огромной опасности.

После первого Майдана, во времена президента Ющенко, он уже пытался начать процесс предоставления автокефалии Киеву. Это привело к двум покушениям на его жизнь в 2005 году: один раз во двор его резиденции бросили гранату, другой раз охранники обнаружили противотанковую мину на его прогулочном маршруте.

Но в те времена Варфоломей был еще в фаворе у турецких властей.

Сейчас же все изменилось.

После попытки переворота в Турции удар по Варфоломею нанесла ежедневная газета Aksam: в ее передовице рассказывалось о предполагаемом участии религиозного деятеля в путче: авторы не скупились на детали и подробности, прилагая ряд фотографий, изображающих Варфоломея и Фетхуллу Гюлена вместе. В Aksam рассказывалось о некоторого рода триаде, якобы подготовившей заговор против легитимного правительства: Гюлене, ЦРУ и патриархате. И хотя все аргументы позже оказались плохой фальшивкой, отношение президента Эрдогана к Варфоломею изменилось радикально. А ведь именно в руках турецкого президента и находится безопасность мятежного патриарха.

По мнению эксперта Сергея Ильченко, конфликт между Вселенским патриархом и Московской патриархией не является внутрицерковным, и церковные иерархи всех 14 православных патриархатов прекрасно понимают его двойственную, церковно-светскую природу.

Конфликт существует между мировым православием, считает публицист, выступающим как структура относительно автономная, не привязанная ни к одному конкретному государству, а маневрирующая между ними — и Россией как государством, стремящимся подмять под себя все мировое православие, превратив его в инструмент собственного влияния.

В центре этого конфликта 78-летний первосвященник, лишенный покровительства лидера страны обитания.

Впрочем, опытный политик хорошо знает, как лавировать между сильными мира сего. В 2014 году президент Эрдоган вознамерился превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть (сейчас там музей). Патриарх Варфоломей немедленно отправился с государственным визитом в Берлин и попросил лично у канцлера Меркель защитить Софию. Эрдоган тут же отступил.

Заручился ли накануне разрыва с Москвой Вселенский патриарх поддержкой канцлера Меркель и других мировых лидеров, поможет ли ему эта поддержка? Вопрос остается пока безответным.

У нас с вами в ответ на него есть лишь статистика судеб предшественников храброго патриарха.

Из 222 Константинопольских патриархов 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно).

В 72-х случаях патриархов низлагала светская власть, 36 патриархов бежали со своей кафедры, причем один из них дважды…

Какая же судьба из вышеназванных ждет Вселенского патриарха Варфоломея?..

Сохраняя единство…

Как подметил в конце прошлой недели весьма компетентный телеграм-канал Церквач, «не понимают, что сейчас происходит, не только рядовые члены РПЦ, но и большинство синодалов. Церквач тоже не понимает, а самое интересное, что едва ли это может утверждать и сам патриарх.

Сразу после встречи с Варфоломеем в Стамбуле патриарх Кирилл, отделавшись от журналистов в аэропорту, полетел к президенту Путину. Путин взял паузу и сказал Кириллу ждать.

Кипящей общественности всю неделю заговаривали зубы. Наконец, Путин что-то решил. Что он решил, патриарх Кирилл узнал сегодня, а все остальные узнают завтра. Это если Путин не передумает.

Сегодня понятно лишь то, что предстоятель Русской Православной церкви больше не является человеком, который принимает в РПЦ самые важные решения»…

И словно в развитие этой мысли во время экстренного Синода РПЦ 14 сентября пресс-секретарь президента Путина вынужден был выйти в прямой эфир федеральных каналов, чтоб передать патриарху Кириллу сигнал из Кремля: без экстрима!

«В Кремле следят за внеочередным заседанием Священного Синода РПЦ, — заявил Песков. — Информация о возможных решениях в отношении церкви в Украине вызывает обеспокоенность, но государство не может вмешиваться в церковные дела. Для Москвы единственный предпочтительный сценарий — сохранение единства православного мира…»

Кирилл сигнал принял — и вместо необратимого заявления о полном разрыве с Константинополем Синод выдал компромиссный итог. «…Московский патриархат вынужден приостановить молитвенное поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея за богослужением и с глубоким сожалением приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата», — говорится в заявлении Синода, который состоялся в минувшую пятницу в Москве.

Но, кажется, единство уже не сохранить и на уровне самой РПЦ.

«Первой сенсацией стало отсутствие на Синоде предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского), сославшегося на плохое состояние здоровья. А ведь митрополит Онуфрий — ключевой персонаж битвы Московской патриархии за Украину с ее 12 тысячами приходов», — пишет обозреватель «Новой газеты».

Патриарх Кирилл, похоже, ему не поверил, потому что, приветствуя киевского собрата по видеосвязи, заявил буквально: «Радуемся видеть Вас в силе и крепости!» В заключение этого приветствия Кирилл сказал Онуфрию: «Мы будем иметь дискуссию в Синоде и потом, Ваше Блаженство, проинформируем вас о результатах», — и прекратил видеосвязь.

Когда на эту невежливую фразу обратил внимание о. Андрей Кураев, пресс-служба патриархии спешно удалила ее из официальной видеозаписи. Показательно, что и пару недель назад, пытаясь в последний раз отговорить Патриарха Варфоломея от дарования Украине автокефалии, Патриарх Кирилл не пригласил с собой в Стамбул своего же Киевского митрополита Онуфрия. Подобная политика «старшего брата», который не особо советуется с «младшим», и довела украинский церковный кризис до того драматического для Москвы финала, который мы сейчас наблюдаем»…

В минувший понедельник Киевский патриарх Филарет выразил готовность принять всех архиереев УПЦ МП в новую поместную церковь. «По нашим подсчетам, до двух третей епископата готовы перейти в единую церковь. Их будет стимулировать то, что приходы МП сами начнут туда переходить. Так что архиереи могут остаться без приходов, и будут вынуждены идти за своей паствой», — полагает Филарет. Он уверен, что Украинская церковь получит автокефалию на Синоде Константинопольской церкви 9-11 октября.

Наверное, получи Киев полный суверенитет от Москвы, вселенский разрыв православия неминуем. «Возможное предоставление автокефалии православной церкви в Украине станет фактически расколом церкви, схожим с расколом христианской церкви 1054 года» — заявил уже упомянутый здесь председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Вспомним, что в 1054 году произошло разделение христианской церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Московским религиозным бюрократам в масштабе не откажешь: любое посягательство на размер их влияния они умеют подать как тысячелетнюю угрозу. Кстати, «всего» через 400 лет после «того раскола» пал Константинополь — Второй Рим. И третьим Римом стала именовать себя Москва…

 

Обсудить
Рекомендуем