Helsingin Sanomat (Финляндия): Сложности с провозом автомобилей на восточной границе Финляндии отчасти спровоцированы автомобильным рынком в Литве

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Крупнейшая газета Финляндии анализирует причины изменений в российском таможенном законодательстве, которые усложнили жизнь многим финнам, путешествующим по России. Газета рассказывает об автомобильном рынке в Литве на границе с Польшей, который стал одной из этих причин, и приходит к выводу, что создание сложностей для финнов не являлось целью российских законодателей.

Мариямполе — Москва: Небольшой литовский городок Мариямполе являлся ближайшим к польской границе городом в СССР. Уже в процессе развала советского государства здесь образовался крупный автомобильный рынок, с помощью которого подержанные автомобили с Запада находили новых владельцев на Востоке.

Сегодня рынок в Мариямполе вновь приобрел известность. Говорят, что местная торговля послужила одной из причин для изменений в российском таможенном законодательстве. Эти изменения, вступившие в силу в начале сентября 2018 года, усложнили жизнь в том числе и многим финнам, путешествующим по России.

Теперь иностранным лицам, как физическим, так и юридическим, разрешено беспошлинно ввозить на территорию России не более одного личного транспортного средства одновременно. При этом значительная часть новых автомобилей в Финляндии продается в рассрочку, и в документах в качестве владельца указывается соответствующая финансовая организация. Правила относятся и к компаниям, предоставляющим автомобили в аренду и владеющим многотысячным автопарком. Теперь они вынуждены будут платить таможенные пошлины за каждый дополнительный автомобиль, въезжающий на территорию России.

Российские СМИ отмечают, что цель последних изменений — защитить российский рынок и предотвратить случаи нелегальной продажи автомобилей, когда иностранцы ввозят машины формально для временного личного пользования, однако затем продают их.

Посреди рынка в Мариямполе у площадки с автомобилями «Опель» стоит мужчина с выжидающим видом. Он раздает покупателям свой номер телефона, дает указания водителю автовоза и, кажется, разбирается абсолютно во всем. Его зовут Парвиз Ахмеджанов (Parviz Ahmedžanov), и ему не нужно долго объяснять, с какими сложностями сталкиваются финские автомобилисты на российской границе. Он уже около десяти лет возит автомобили и автозапчасти из Мариямполе в Среднюю Азию.

«Мы перегоняли машины через Белоруссию и Россию в Таджикистан, Казахстан и Киргизию. Некоторые на границе указывали, что будут в России проездом, но затем продавали автомобили внутри страны», — говорит он.

По словам Ахмеджанова, те, кто таким образом продает машины в России, могут выручить за них в два-три раза больше, при этом не платя таможенные пошлины.

«Россия вынуждена защищать свой рынок».

Сам Ахмеджанов ведет бизнес в Средней Азии, так что спокойно может говорить об этом. В Литве ему нужно закупить 50 автомобилей «Опель-Астра», разобрать их на запчасти и уже в таком виде продать в Средней Азии.

Он уверен, что финны действовали так же, как и все остальные.

«Финны приезжали в Россию на арендованных автомобилях и продавали их».

В Финляндии с такой оценкой не согласны. Действительно, отсюда привозили и неофициально продавали в России машины, оформленные на таможне как временно въезжающие на территорию страны, однако утверждается, что таких случаев насчитывается совсем немного.

В России реформа получила огласку именно в связи с проблемами на российско-финской границе, так что Финляндия выступала в новостных сводках в непосредственной связи с черной торговлей. Правда, в них не шла речь о широкомасштабной или организованной нелегальной торговле автомобилями — в отличие от регулярных случаев продажи в России машин, привезенных выходцами из Средней Азии из Литвы.

Очевидно, что создание сложностей для финнов, едущих в Россию на арендованных машинах, вовсе не являлось целью российских законодателей. Это, скорее, сопутствующий ущерб.

Официально сентябрьские изменения в российском таможенном законодательстве связаны со вступлением в силу с начала 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Странам, входящим в ЕАЭС — России, Белоруссии, Армении, Казахстану и Киргизии — надлежало привести собственное таможенное законодательство в соответствие с данным Кодексом.

«Россия одобрила интеграцию таможенных правил ЕАЭС в законодательство страны. Пограничные службы соблюдают требования нового федерального закона, который согласуется с положениями международных соглашений», — заявил в интервью агентству РИА Новости представитель комитета Государственной думы по бюджету и налогам.

При этом Россия, конечно, не просто рядовой член ЕАЭС. Страна является центральной фигурой политико-экономического блока, образованного совместно с Белоруссией, Арменией, Казахстаном и Киргизией.

В российской Карелии новый закон подвергся критике, поскольку он негативно сказался на туризме и торговле и был принят фактически без обсуждения.

Машины в Мариямполе расставлены по маркам и странам-производителям и разделены тонкой сеткой. Похоже, что большая часть из них — немецкие. Между автомобилями ходят и изучающе осматривают их мужчины в спортивных костюмах с черными сумками на плече.

У входа на территорию рынка висит плакат с рекламой железнодорожной перевозки автомобилей в Таджикистан, Казахстан и Киргизию, явно свидетельствующий о произошедших переменах.

Раньше отсюда совершенно официально везли большое количество подержанных автомобилей в Россию, однако после того, как страна повысила пошлины на импорт из Евросоюза, европейские подержанные автомобили стали неконкурентоспособными. Последней каплей стал обвал рубля в конце 2014 года.

Теперь машины отправляются в Среднюю Азию, Закавказье и на Украину. Литовская таможня сообщает, что, по официальной статистике, за прошлый год в Россию было вывезено 296 подержанных автомобилей, тогда как в Белоруссию — 1804, а на Украину — 4893.

По заявлению пресс-секретаря литовской таможни Витаса Волунгевичиуса (Vitas Volungevičius), сотрудники таможни в курсе, что часть автомобилей с литовскими номерами вывозят из ЕС, а затем разбирают на части или ставят новые номера. В таком случае, государство, куда незаконно ввозят машины, несет убытки.

В этом году по состоянию на конец августа в Литве было снято с учета в связи с вывозом за границу 6,4 тысячи транспортных средств. Часть из них отправились в другие страны ЕС.

Посреди рыночной площади возле маленьких немецких флагов идет бойкая торговля. Двое мужчин наскакивают друг на друга возле серебристой «Опель-Астры».

«Для Вас это и так настоящий подарок», — шумит продавец, заставляя покупателя отступить назад.

«Зеркало разбито», — кричит в ответ покупатель, Мухаммед Усупджанов (Muhammed Usupdžanov) из Киргизии.

Продавец-литовец сначала бегло говорит по-немецки, но затем, увидев камеру, скрывает лицо. Он привозит подержанные автомобили из Германии.

Усупджанов стоит, обмахивая лицо рукой. Он доволен покупкой.

«Автомобиль хороший. Немецкий», — удовлетворенно говорит он.

Позднее при проверке идентификационного номера машины оказывается, что в 2009 году она попала в аварию, где ей был нанесен ущерб на 15-20 тысяч евро.

Усупджанову не удалось сбить цену на 200 евро за разбитое зеркало заднего вида. За эту модель 2007 года он заплатил 2,7 тысячи евро. По его словам, в Киргизии он точно получит за нее не меньше 4,7 тысяч евро.

Сам Усупджанов планирует отправиться домой на самолете. В России ему останавливаться незачем: купленные им автомобили поедут за ним из Мариямполе на поезде.

«Осталось найти еще 15-20 машин», — говорит он.

Обсудить
Рекомендуем