То, что должно было быть ахиллесовой пятой рубля — его повышенная чувствительность к колебаниям цен на нефть — оказалось тем, что помогает ему восстановиться после потрясений на развивающихся рынках в этом году.
Коэффициент корреляции курса рубля и цен на нефть вырос более чем в 3 раза с тех пор, как Банк России перестал принимать меры для ослабления этой зависимости, позволив рублю вырасти более чем на 2% в сентябре в результате оживления на нефтяных рынках. Только в прошлом году центробанк начал регулярно покупать валюту в рамках бюджетного правила, чтобы несколько обуздать волатильность рубля, подпитываемую колебаниями мировых цен на нефть.
«Отказ от покупки валюты снова привязывает рубль к нефти, цены на которую сейчас растут, — сказала Элина Рыбакова, сотрудник аналитического центра Bruegel в Брюсселе и бывший глава отдела аналитики Deutsche Bank по Европе, Ближнему Востоку и Африке. — В отсутствие покупок иностранной валюты и с учетом такого высокого уровня цен на нефть рубль может подорожать сильнее в сравнении с валютами других развивающихся рынков».
За последние 30 дней рубль продемонстрировал самые высокие показатели среди валют развивающихся стран, что объясняется ростом цен на нефть марки Brent более чем на 7%. В среду, 26 сентября, курс российской валюты к доллару составил примерно 65,95. Индикатор корреляции рубля и нефти для последних 90 дней вырос до 0,33 с 0,06 в начале августа.
В августе центробанк России приостановил покупку иностранной валюты, чтобы поддержать рубль, который потерял почти 15% своей стоимости за первые восемь месяцев года на фоне активной распродажи финансовых инструментов на развивающихся рынках и опасений, что США могут ввести новые санкции в отношении России.
Создание резервов
«Приостановка покупки иностранной валюты — это важный фактор, который позволяет рублю реагировать на колебания цен на нефть», — сказал Инан Дмир (Inan Demir), экономист Nomura International в Лондоне.
Покупка иностранной валюты Банком России проводилась по поручению Министерства финансов, которое планировало создать резервы в соответствии с бюджетным правилом, направленным на то, чтобы оградить российскую экономику от последствий волатильности мировых цен на нефть. Согласно этому правилу, министерство рассчитывает количество приобретаемой валюты на основании цены на нефть, а все доходы при цене на нефть выше 40 долларов за баррель направляются в суверенный фонд благосостояния.
«За последние два-три месяца, когда вы видели очевидный сбой в корреляции рубля и нефти, это было следствием исключительно санкций, — отметил Виктор Сабо (Viktor Szabo), специалист по инвестированию в ценные бумаги в лондонской компании „Абердин стандарт инвестментс" (Aberdeen Standard Investments). — Именно поэтому я считаю, что рубль будет расти: если эта корреляция восстановится, рубль сможет укрепиться».