13 сентября министр энергетики США Рик Перри (Rick Perry) сказал своему московскому коллеге, российскому министру Александру Новаку, что Соединенные Штаты могут ввести санкции в отношении немецко-российского проекта строительства трубопровода «Северный поток — 2», который сделает Европу еще более зависимой от российского газа. Сегодня у Вашингтона есть два экстраординарных инструмента для достижения своей долгосрочной цели по снижению уязвимости Европы, вызванной ее энергетической зависимостью от России: он может ввести санкции в отношении проекта Кремля по строительству трубопровода, а также начать экспорт американского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.
Экспорт СПГ из Америки — относительно новое явление, которое появилось в 2016 году после того, как в стране начали активно разрабатывать сланцы. С тех пор наибольший спрос на американский СПГ был в Азии, хотя назревающая торговая война с Китаем может породить трудности. Однако за последние два года множество европейских стран также импортировало американский СПГ, включая Турцию, Испанию, Португалию, Италию, Великобританию, Литву, Нидерланды, Польшу и Мальту. На Россию же приходилось примерно 30% всего газа, который импортировался в Европейский союз в 2017 году, хотя этот показатель может скоро вырасти еще — до 40% и больше, если Газпром введет в эксплуатацию свой трубопровод «Северный поток — 2».
Как я уже говорила во время своего последнего выступления в комитете Сената США по энергетике и природным ресурсам, если остановить проект «Северный поток» и посылать американский СПГ в Европу, это даст США и их европейским союзникам значительные экономические, политические и геополитические преимущества, а также выгодно отразится на их безопасности.
Преимущества для национальной безопасности
Как крупнейшая держава НАТО и ключевой гарант безопасности многих европейских членов альянса, США не могут избежать негативных последствий энергетической зависимости Европы. Россия и ее государственная газовая компания «Газпром» использовала экспорт газа как инструмент политического влияния и давления, сокращая поставки газа и повышая цены. Это напрямую угрожает национальной безопасности европейских членов НАТО, которые Соединенные Штаты обязаны защищать.
Экономические выгоды
Поскольку США готовятся к 2020 году стать третьим в мире экспортером СПГ, экспорт газа в Европу может быть очень выгоден для энергетического сектора США, внешнеторгового баланса и экономики в целом. Однако если Европа через трубопровод «Северный поток — 2» будет покупать больше российского газа, чем американского СПГ, это будет экономически выгодно кремлевскому режиму, который известен своей масштабной коррупцией, операциями по отмыванию денег и ужасными методами ведения бизнеса за рубежом.
Россия эффективно превращает газ в оружие, используя перерывы в поставках, чтобы навредить нашим европейским союзникам. Например, зимой 2008-2009 года «Газпром» сократил поставки газа Украине, и в течение двух недель дефицит газа ощущался в шести странах ЕС. В результате в Польше погибло как минимум 10 человек, когда граждане замерзали насмерть, лишившись газового отопления. Чем меньше европейские экономики будут полагаться на российский газ, тем в большей безопасности они будут.
Политические выгоды
Сегодня мало кто отрицает, что экспорт российского газа служит не только источником дохода, но и, что еще более важно, стал способом добиваться политического влияния и создавать союзы в Европе. Благодаря торговле газом с западноевропейскими государствами с конца 1960-х годов, Москва установила тесные связи с европейскими деловыми и политическими элитами.
Особенно это заметно в Германии — крупнейшем европейском рынке сбыта для «Газпрома». Например, крупнейшие немецкие компании Германии, у которых есть связи с Россией, были в числе самых суровых критиков западных санкций, вводимых в отношении Москвы с 2014 года. Более того, Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), бывший канцлер Германии, с 2005 года занимает пост председателя комитета акционеров компании «Норд Стрим АГ» (Nord Stream AG), а в 2017 он стал председателем крупнейшей российской государственной нефтяной компании «Роснефть». Реализация проекта «Северный поток — 2» только усилит влияние России на немецкий бизнес и политику, а это опасная тенденция для ведущей страны Европейского союза и одного из ведущих европейских членов НАТО.
Подобным же образом итальянская энергетическая компания «ЭНИ» (ENI) заключает сделки с «Газпромом», а Италия вместе с ней продолжает полагаться на большие объемы импортируемого из России газа. На фоне этих отношений российский президент Владимир Путин также завел личную дружбу с премьер-министром Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi).
Еще южнее находится стратегический член НАТО Турция — второй по величине европейский рынок сбыта для «Газпрома», и ее импорт российского газа постоянно растет. На фоне этого Кремль также пытается охмурить Эрдогана и изолировать Турцию от ее западных союзников по НАТО и ЕС.
Без российского газа многие из этих связей ослабли бы, и европейские страны смогли бы пользоваться большей политической автономией.
Геополитические выгоды
Экспорт СПГ из США может укрепить мировое лидерство Вашингтона и послужить инструментом воздействия в условиях нарастающей геополитической борьбы за влияние с такими конкурирующими странами как Китай и Россия.
Кто бы ни снабжал ресурсами Европейский союз, он будет иметь значительное политическое и экономическое влияние на континент, включая такие ключевые европейские промышленные страны, как Германия, а также регионы, оспариваемые разными силами с политической и экономической точки зрения, вроде Украины.
В будущем Соединенные Штаты могут столкнуться с нарастающей конкуренцией со стороны таких давно укоренившихся на глобальном газовом рынке поставщиков СПГ как Катар и Австралия, а также развивающихся поставщиков российского СПГ вроде компании «Новатек». «Газпром» также продолжит прилагать усилия к тому, чтобы укрепиться на своих ключевых рынках в Германии и Турции с помощью проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» соответственно. Соединенные Штаты поступили бы разумно, воспользовавшись своим нынешним выгодным положением на рынках, вместо того, чтобы оставлять их конкурентам.
Сегодня правительство США взвешивает важное и сложное решение о том, как далеко оно готово зайти, чтобы заблокировать проект трубопровода «Северный поток — 2». В наше время политической напряженности нелегко вводить санкции против проекта, в котором участвуют европейские энергетические компании. Но Вашингтону не следует колебаться.
К сожалению, сейчас для некоторых европейских стран характерна комбинация подсознательного антиамериканизма, недальновидного мышления и агрессивного ведения бизнеса. Санкции могут быть одним из наиболее эффективных инструментов для остановки проекта, который будет иметь долгосрочные негативные стратегические последствия, а также последствия для безопасности Соединенных Штатов и их союзников. И тут Вашингтон должен задаться вопросом: какова же реальная стоимость свободы, независимости и демократии Европейского союза?