Project Syndicate (США): Переосмысляя роль государства в экономике арабских стран

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После обретения независимости многие арабские страны выбрали государство-центричную модель развития, из-за которой их экономики стали слишком зависимы от правительства. Но сейчас наступает критический момент: сотни миллионов молодых людей собираются выйти на рынок труда в предстоящие десятилетия. Госсектор вряд ли сможет принять всех этих работников. Но решение есть.

Вашингтон — Арабский мир имеет давние традиции торговли и предпринимательства. Однако после обретения независимости многие арабские страны выбрали государство-центричную модель развития, из-за которой их экономика стала слишком зависима от правительства. Это приводит к нестабильности.

Несмотря на серьёзные проблемы в 1990-е годы, экономическая модель арабского мира сохранилась главным образом потому, что государство обеспечивает работой значительную часть трудящихся и предоставляет универсальные субсидии. Тем самым из экономической жизни граждан устраняются риски, что повышает их зависимость от государства и препятствует предпринимательству и инновациям. Всё это снижает качество предоставляемых государством услуг, вызывая недоверие к тому самому правительству, от которого население так сильно зависит.

Сейчас государство-центричная модель развития в арабском мире, по всей видимости, приближается к поворотному моменту: сотни миллионов молодых людей собираются выйти на рынок труда в предстоящие десятилетия. Госсектор вряд ли сможет принять всех этих работников, поэтому возникает срочная необходимость в создании динамичного частого сектора, который не только внедряет, но и сам создаёт технологические инновации, расширяющие возможности работников и обеспечивающие продолжительный и инклюзивный рост экономики.

Такой подход соответствует требованиям программы «Цели устойчивого развития» (ЦУР), одобренной всеми странами ООН, в том числе арабскими странами, в 2015 году. Достижение «Целей устойчивого развития» — от ликвидации голода и нищеты до защиты окружающей среды — потребует участия динамичного частного сектора, способного и готового предоставлять технологические решения и ключевое финансирование.

Предоставление средств частным сектором, например, на инфраструктурные проекты, необходимые для достижения ЦУР9, особенно важно в арабском мире, где многие правительства уже обременены тяжёлыми долгами. С целью помочь мобилизации такого финансирования Группа Всемирного банка запустила программу «Максимизация финансирования для развития» (MFD).

Разумеется, правительства должны также максимизировать использование собственных ресурсов. В недавнем прошлом щедрые инвестиции и доходы от энергоресурсов ограничивали стимулы к мобилизации налоговых доходов государства. Но по мере истощения их казны арабские страны, входящие в число самых неэффективных сборщиков налогов в мире, испытывают возрастающую потребность в проведении серьёзных реформ.

Правительства арабских стран должны также повышать эффективность расходов. На сегодня большинство этих стран тратят сравнительно много относительно уровня своих доходов, но получают сравнительно слабые результаты, особенно в здравоохранении и образовании.

Для улучшения нормальной работы государства и восстановления доверия граждан (что будет способствовать повышению собираемости налогов) арабские правительства должны использовать концепцию «цена-качество» в государственном управлении. Подобный подход к оценке финансовой эффективности деятельности госсектора требует прозрачного сбора, оценки и раскрытия данных об этой деятельности. Такие механизмы, как информационная обратная связь, позволят затем властям выявлять проблемы с низким качеством и быстро их исправлять.

И здесь опять же Группа Всемирного банка предпринимает шаги, которые должны помочь. Самым важным долгосрочным решением, которое может принять любое правительство, являются инвестиции в человеческий капитал, поэтому мы запустили проект «Человеческий капитал», призванный помочь выявлять негативные факторы, снижающие эффективность инвестиций в этой сфере.

Впрочем, даже если такие исчерпывающие данные ещё не доступны, можно уже выделить подходы, повышающие эффективность государственных расходов и управления. В частности, арабские страны могут сделать акцент на локализации развития. Расширяя полномочия местных властей в планировании, финансировании и предоставлении ключевых услуг, в том числе в сфере здравоохранения и образования, государства могут улучшить соотношение «цена-качество», повысить доверие граждан, совершить значительные прорывы на пути к достижению ЦУР.

Наконец, последняя сфера, нуждающаяся в обязательных реформах, — это регулирование. Во многих арабских странах уже существующие государственные и частные компании, особенно в важнейших отраслях (финансовые услуги, телекоммуникации, энергетика) пользуются значительными преимуществами, в том числе открытой протекцией; лояльным регулированием, которое мешает выходу на рынок новых игроков; неадекватным контролем над естественными монополиями. Всё это мешает конкуренции и состязательности, препятствует распространению технологий общего назначения, блокирует те формы адаптации и эволюции, которые нужны для нормальной работы динамичного частного сектора.

Вместо прямого контроля над экономикой арабским правительствам следует стимулировать появление независимых, но ответственных регуляторов, которые помогут обеспечить более высокие экономические результаты. Конечно, если судить по опыту истории, переход от государства-дирижера к государству регулирования будет непростым. Однако накопленный опыт даёт полезные уроки, как именно можно управлять этим процессом. Так или иначе, сохранение статус-кво в сфере регулирования обречёт арабскую молодёжь на безработицу и лишения, поэтому не может рассматриваться как вариант.

И это тем более верно сейчас, когда технологические гиганты, например, «Фейсбук» (Facebook), «Амазон» (Amazon), «Тенсент» (Tencent) и «Алибаба» (Alibaba),чья бизнес-модель площадки для поиска контактов получила турбоускорение благодаря цифровым технологиям, способствуют переходу к «сверхконцентрации». В этих условиях для создания динамичного частного сектора, способного дать шанс молодым работникам в арабском мире, потребуются даже более бдительные и неусыпные регуляторы. Они должны действовать, руководствуясь «умными» нормами регулирования, которые позволят решить проблемы, связанные со сбором и использованием данных.

Часто говорят, что инновации частного сектора являются ключом, который даст возможность развивающимся странам совершить скачок в будущее. Но эта идея не должна затмевать огромное значение умного, инновационного регулирования, поддерживающего такой прогресс. Роль государства в экономике арабских страна должна усовершенствоваться, а не сокращаться.

Махмуд Мухидлин (Mahmoud Mohieldin) — вице-президент Всемирного банка по программе развития до 2030 года, бывший министр инвестиций Египта.

Рахаб Арезки (Rabah Arezki) — главный экономист по региону Ближнего Востока и Северной Африки во Всемирном банке.

Обсудить
Рекомендуем