Малайзия надеется, что Китай обеспечит «глобальное лидерство» в экономической сфере и за ее пределами, заявил в четверг первый заместитель премьер-министра Махатхир Мохаммад, подавая сигнал о том, что двусторонние отношения бурно развиваются после кратковременной неопределенности, последовавшей за вызвавшими шок результатами майских выборов в стране.
Выступая с заключительной речью на китайской конференции South China Morning Post в Куала-Лумпуре, министр экономики Азмин Али оптимистично отозвался о Пекине, повторив общий тон выступлений других ораторов форума, который оказался сфокусирован на роли крупнейшей азиатской экономики в Юго-Восточной Азии.
Тем не менее, как заявили выступавшие, спор в Южно-Китайском море между Китаем и странами региона остается потенциальной горячей точкой. На конференции также было отмечено, что стабильность в регионе может быть поставлена под угрозу, если американо-китайская торговая война перерастет в геополитический конфликт, и страны будут вынуждены разойтись по разные стороны баррикад холодной войны.
В двухдневном форуме — первом за пределами Гонконгской штаб-квартиры «Пост» — приняли участие 800 бизнес-лидеров, дипломатов и ученых.
Азмин сказал, что новое правительство Малайзии, которое пришло к власти после всеобщих выборов 9 мая, в большей степени будет смотреть на Китай как на «страну, у которой можно учиться», поскольку вернуло к жизни многолетнюю внешнюю политику «Смотри на Восток», которая впервые обсуждалась во время пребывания у власти Махатхира в период с 1981 по 2003 годы.
Инвесторы должны воздерживаться от оценки политики Куала-Лумпура через призму его недавно отмененных инфраструктурных проектов, поддерживаемых Пекином, сказал министр, который многими рассматривается как один из самых близких соратников Махатхира.
Махатхир вызвал тревогу в Пекине после того, как, придя к власти, объявил об отмене некоторых инфраструктурных проектов на сумму 23 миллиарда долларов, сославшись на завышенные затраты и отсутствие необходимости.
«Вместо того, чтобы смотреть на новую Малайзию с беспокойством, я призываю китайский бизнес смотреть на нас через призму надежды и возможностей, — сказал Азмин на конференции. — Сейчас, как никогда ранее, Малайзия является одним из самых привлекательных мест в Юго-Восточной Азии для ведения бизнеса».
Он добавил: «Сегодня мы ожидаем, что Китай обеспечит глобальное лидерство не только в экономической сфере, но и в мягкой силе, продвигая универсальные ценности, такие как свобода совести, взаимное уважение и справедливость».
Азмин сказал, что мир внимательно следит за геополитическими событиями в Юго-Восточной Азии из-за статуса региона как «локомотива» в процессе оказания влияния на торговлю, дипломатию и безопасность, которое на другие страны, вероятно, окажет рост Китая.
Но хотя Малайзия и ее соседи смотрят на Китай «с искренним восхищением», имеет место и «некоторое беспокойство из-за его военной мощи», сказал министр.
На фоне опасений, что спор вокруг Южно-Китайского моря может снова вспыхнуть, став потенциальной прокси-платформой для американо-китайского соперничества, Азмин вновь озвучил последовательную позицию своей страны о том, что свобода судоходства на водных маршрутах не должна быть затруднена.
«Регион должен оставаться зоной мира, свободы и нейтралитета и не должен быть милитаризирован», — сказал он.
Однако это на данном мероприятии не вызвало обреченность и уныние.
65 спикеров форума горячо обсуждали возможности, возникающие в связи с нынешним напряженным геополитическим ландшафтом.
Главный участник переговоров со стороны Малайзии Норазман Айоб сказал на конференции, что торговая напряженность дала странам Юго-Восточной Азии повод быстро двигаться к заключению экономического партнерства регионального сотрудничества, которое заработает в течение пяти лет.
Партнерство создаст крупнейшую в мире зону свободной торговли с участием 10 государств Юго-Восточной Азии, в том числе Китая, Индии, Южной Кореи, Австралии и Японии.
«Конфликт между США и Китаем дал толчок [для] скорейшего заключения [партнерства]», — сказал Норазман.
Спор по Южно-Китайскому морю и более широкое американо-китайское соперничество активно обсуждались ведущими экспертами по региональной безопасности ранее в четверг.
Старший аналитик Института стратегических и международных исследований Малайзии Шахриман Локман возразил предположениям о том, что США и Китай идут навстречу полномасштабной холодной войне.
Малайзийский исследователь сказал, что нынешняя ситуация была гораздо менее тяжелой, чем длившийся десятилетиями конфликт между США и Советским Союзом.
Тот конфликт был связан с «горячими войнами», такими как Корейская война, Вьетнамская война и гражданская война в Камбодже, а также с Кубинским ракетным кризисом и длительной кампанией против коммунистов в Малайзии, отметил исследователь.
«Это была холодная война. Это были серьезные вещи. То, что мы видим сегодня, это то, что я бы охарактеризовал как непростой мир, — сказал Шахриман. — Было бы истерично… видеть, что [будто бы] мы входим в состояние интенсивной безопасности, которое мы видели в холодной войне».
Он добавил: «Соединенные Штаты не считают, что Китай может быть сдержан, и не хотят сдерживать Китай».
Тем не менее, страны региона должны будут противостоять любому давлению, занимая чью-либо сторону, если соперничество между США и Китаем будет усиливаться, сказал декан сингапурской Школы международных исследований имени С. Раджаратнама Джозеф Лю.
Лю отметил: «Как говорится, если мы не будем держаться вместе, то будем повешены поодиночке».