Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Время истекает": химическая промышленность Восточной Германии готовится к закрытию

BZ: химическая промышленность Восточной Германии готовится к закрытию

© AP Photo / Markus SchreiberКанцлер Германии Фридрих Мерц
Канцлер Германии Фридрих Мерц - ИноСМИ, 1920, 19.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Химическая промышленность Германии терпит бедствие, пишет BZ. Чтобы избежать технических поломок, предприятия продолжают работать, но не получают никакой прибыли — инвесторы опасаются колебаний сектора. Эксперты требуют от правительства срочных мер.
Людмила Котлярова (Liudmila Kotlyarova)
Многие заводы на востоке работают только для того, чтобы избежать технических повреждений. Торгово-промышленная палата и руководители химической промышленности предупреждают о закрытии и последствиях для всей Германии.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Химическая промышленность ВосточнойГермании долгое время пользовалась сравнительно дешевым российским газом. "Северный поток" заканчивался в Любмине в Мекленбурге-Передней Померании и оттуда снабжал в основном восточную часть страны.
Поставки прекратились более трех лет назад. Были построены терминалы СПГ, и считается, что страна обеспечена газом. Однако прекращение поставок по "Северному потоку" продолжает сказываться — и в первую очередь это ощущается там, где зависимость была наибольшей: в Восточной Германии.
Депутат бундестага загнал Мерца в угол. Канцлер в ответ юлил и отнекивался

Химические заводы на востоке продолжают работать, но не приносят прибыли

"Многие заводы продолжают работать, чтобы избежать технических повреждений", — говорит Томас Брокмайер, генеральный директор Торгово-промышленной палаты Галле-Дессау, в интервью Berliner Zeitung. Завод, который постоянно работает только на 70% мощности, не может приносить прибыль. "Затраты на энергию остаются самым большим недостатком восточногерманской химической промышленности". Отказ от "Северного потока" имеет в основном косвенные последствия, объясняет Брокмайер. Поставки обеспечены, но более высокие цены, сильные колебания и отсутствие возможности планировать сдерживают инвестиции.
Без доступа к судоходным водным путям восточногерманская химическая промышленность долгое время зависела от эффективных трубопроводных соединений. "Пока они были доступны, система работала хорошо", — говорит Брокмайер. Сегодня снабжение стало значительно более затратным и дорогостоящим. Особенно сильно это ударило по энергоемкой химической промышленности.

63 тысячи рабочих мест под угрозой — политики планируют сократить химические предприятия

На саммите по химической промышленности Востока, который прошел в понедельник в Бёлене под Лейпцигом, ассоциации работодателей и профсоюзы предупредили о потере около 63 тысяч рабочих мест. Правительство Германии располагает планом из пяти пунктов, который, среди прочего, требует прочных рамочных условий, надежного энергоснабжения, конкурентоспособной климатической политики и сокращения бюрократии. Министр экономики Катерина Райхе (ХДС) пообещала "экстренную помощь" для отрасли.
Для Карстена Францке этого слишком мало и уже слишком поздно. Генеральный директор Stickstoffwerke SKW Piesteritz в Виттенберге, крупнейшего производителя химикатов и удобрений на востоке страны, принадлежащего чешскому концерну Agrofert, был вынужден в 2022 году полностью остановить производство. Аммиачные заводы до сих пор работают только с пониженной загрузкой. На саммите Францке призвал канцлера Фридриха Мерца к действиям. Его компания готова приступить к реализации немедленно. В интервью Berliner Zeitung Францке говорит о "Повестке дня 2030: выживание". Инвестиции будут сильно ограничены, затраты во всех областях сокращены.
Немецкий танк Leopard 2 - ИноСМИ, 1920, 19.12.2025
Проект "Леопард-3" — в европейском танкостроении грядет революцияГермания резко ускоряет создание танка нового поколения "Леопард-3", пишет Die Welt. Чтобы удовлетворить требования бундесвера, потребовалось объединить усилия двух крупнейших оборонных компаний страны. Новый проект ознаменовал революцию в оружейной промышленности всей Европы.

Химический парк Леуна: "Все компании реализуют программы экономии"

В Леуне, одном из крупнейших химических парков Германии, пока не остановлены крупные предприятия. Но это не значит, что опасность миновала. На территории парка расположено более 100 предприятий, в том числе BASF, TotalEnergies и Linde. "Все предприятия реализуют программы экономии, — говорит Кристоф Гюнтер, управляющий директор оператора InfraLeuna, в интервью Berliner Zeitung. — При этом сокращается и занятость — частично за счет естественной текучести кадров, частично за счет сокращения рабочих мест".
Еще в начале этого года Гюнтер считал необходимым вернуться к трубопроводному газу из России, даже если он "никогда не был особенно дешевым". Сегодня этот вариант окончательно снят с повестки дня. ЕС принял решение о полном отказе от российского газа с 2027 года, что означает конец проектам "Северный поток" и "Турецкий поток". Для Гюнтера связь очевидна: "Прекращение поставок природного газа по трубопроводам „Северный поток“, „Ямал“ и, в последнее время, „Трансгаз“ на Украине привело к росту цен на природный газ в Европе". Это является основной причиной потери конкурентоспособности энергоемких отраслей промышленности.
Многие компании с большим скептицизмом смотрят на 2026 год, говорит Гюнтер. Структурные проблемы в Европе и, в частности, в Германии очевидны, энергия слишком дорогая, бюрократия "давит на нас". Мер, принятых до сих пор федеральным правительством, далеко не достаточно. "Время истекает, ущерб становится все больше. Из-за нерешительных действий правительства доверие было утрачено".

SKW Piesteritz: Почему от государственной программы H2Global выигрывают в первую очередь иностранные производители?

По запросу Berliner Zeitung в министерстве экономики и энергетики (BMWE) сослались на национальную химическую повестку дня, которая была представлена в середине декабря. Конкретные меры по снижению нагрузки будут разработаны в январе 2026 года. С момента проведения саммита по химической промышленности министерство не разработало никаких новых или краткосрочных мер, специально предназначенных для энергоемких предприятий на востоке страны.
Генеральный директор Францке четко сформулировал, что, по мнению SKW Piesteritz, должно произойти до 2026 года. Решающим фактором стало ощутимое снижение затрат на энергию и сырье, а также защита рабочих мест в отечественной промышленности.
Он требует немедленного замораживания торговли квотами на выбросы в ЕС для химической промышленности (без дальнейшего сокращения бесплатных сертификатов), приостановки компенсации граничных выбросов CO₂ (CBAM) и адаптации европейских климатических целей к крупным экономикам, таким как Китай, Индия и США.
Кроме того, Францке призывает к технологической открытости в переходный период: расширению использования биометана, внедрению CCU и CCS (то есть улавливанию CO₂ для использования или хранения) также на суше, а также созданию поддерживаемой государством углеродной инфраструктуры до начала широкомасштабного внедрения водорода.
Францке также критически относится к государственной программе H2Global, которая стимулирует производство зеленого водорода через долгосрочные контракты на закупку. Эта программа должна быть открыта и для немецких производителей; до сих пор от нее выигрывали в основном иностранные проекты. Если не будет принято срочных мер, Францке предупреждает о потере промышленного потенциала и политических последствиях для правительства Мерца.

Глава Торгово-промышленной палаты в Галле предупреждает о постепенном каскадном эффекте в химической промышленности

Для Брокмайера реальная опасность заключается не столько в отдельных закрытиях, сколько в постепенном каскадном эффекте. Если не будет ощутимого снижения затрат на энергию и аренду, то в первую очередь под давлением окажутся энергоемкие предприятия по производству сырья и анкерные заводы. Их исчезновение ослабит производственные и добавленные стоимости структуры. По словам Брокмайера, особенно пострадают немецкие предприятия в рамках международных концернов. Руководство таких концернов сравнивает производственные площадки по всему миру и затем принимают решение, куда инвестировать, а где сократить производство. Последствия выйдут за пределы химической промышленности и затронут целые регионы.
Ситуация в химической промышленности Восточной Германии показывает, что грозит немецкой экономике в целом. Заводы продолжают работать, но без прибыли, без роста, без перспектив. Это этап, предшествующий закрытию. 2026 год покажет, удастся ли выйти из кризиса.