Между Венгрией и Украиной ведется негласная война. Украина выслала из страны венгерского дипломата после того, как в венгерском консульстве в Берегово на Западной Украине состоялась церемония натурализации украинских граждан этнического венгерского происхождения.
Противоречия между Будапештом и Киевом обостряются с тех пор, как украинская Верховная рада приняла закон об образовании, который модернизирует украинскую образовательную систему. Это подняло волну негодования среди венгров и русских. Чуть сдержаннее были поляки и румыны.
Президент Украины Петр Порошенко обладает правом наложить вето на этот закон, однако он уже дал понять, что закон ему нравится, так как «ключ к будущему страны» — в образовании. Основные украинские СМИ, а также националистические партии, выступающие против нацменьшинств, этот закон поддерживают, поскольку он мобилизует украинскую общественность и защищает власть от претензий правых партий.
Самая большая проблема закона заключается в том, что в рамках него украинский язык считается первым и единственным государственным языком, который обязателен для всех граждан. Некоторые считают этот закон решительным шагом на пути к полному суверенитету Украины, а для других он — знамение репрессивной языковой политики.
Вице-президент Вячеслав Кириленко полагает, что закон о языке, принятый еще в прошлом году, является неотъемлемой частью украинской борьбы с колонизацией. По его мнению, Украина — там, где украинский язык, а где его нет — там оккупированная территория. Украинский язык — ключ к новой украинской идентичности. Верховная рада активизировала механизм, в рамках которого принятие украинского языка расценивается как составляющая лояльности или измены.
С 1991 года украинский является официальным государственным языком на Украине, и с тех пор руководство страны проводило государственную политику по расширению применения украинского языка. В течение первого десятилетия независимости украинская система образования преобразована из системы, которая была украинской отчасти, в ту, которая является таковой преимущественно. Власть также обязала постепенно увеличивать роль украинского языка в торговле и СМИ.
В некоторых случаях резкая смена языка, на котором ведется обучение в средних в высших учебных заведениях, вызывала обвинения в украинизации. Жаловалось, прежде всего, население русскоговорящих регионов. Однако этот переход был формой дерусификации, существовавшей и в других бывших советских республиках. Со временем большая часть населения, включая этнических русских, людей смешанного происхождения и украинцев, которые говорили по-русски, начала идентифицировать себя как украинские граждане (даже те, кто остался русскоговорящим).
Тем не менее русский язык по-прежнему преобладает в прессе на большей территории Украины и в радио- и телепередачах частных СМИ в восточных, южных и в меньшей степени центральных регионах. В подконтрольных государству СМИ говорят и пишут исключительно на украинском языке. Существуют некоторые ограничения на использование русского языка в торговле, и периодически русский все еще звучит из уст представителей власти.
Хотя украинский назвали национальным языком, это не означает, что он стал чаще употребляться. Подавляющее большинство этнических украинцев продолжит считать украинский своим языком, однако в повседневной жизни большинство по-прежнему будет говорить на русском.
Согласно опросам, проводившимся в 2001 — 2010 годах, 52% украинцев говорит исключительно или в основном на русском. При этом для румын, татар и евреев русский является языком общения с другими гражданами Украины. Поэтому новый украинский закон — шаг, направленный против национальных меньшинств.
Философия, идеология и положения украинского закона базируется на фундаментальных украинских принципах, упрочившейся культурной политике Украины, ее политики в отношении СМИ и нацменьшинств. Все, что было создано как база украинского развития, довершилось принятием этого закона и придало импульс борьбе с нацменьшинствами, прежде всего венгерским и румынским.
Венгры особенно рьяно принялись бороться за идентичность после того, как правящая партия «Фидес» приняла решение предоставлять гражданство венграм, проживающим за пределами Венгрии. Этот шаг значительно обострил противоречия между двумя странами, поскольку Украина не рада гражданам, у которых двойное гражданство.
После высылки венгерского консула в Берегово, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто вызывал к себе посла Украины в Будапеште и сообщил, что один украинский консул должен отправиться домой в течение 72 часов.
Номинальная цель нового закона об образовании — укрепление позиций украинского языка в государственных школах. Однако форма закона обоснованно вызывает опасения не только у России, но и у Польши, Румынии и Венгрии, поскольку их языки будут исключены из школьного обучения. Это, конечно, укрепит позиции украинского языка, но тем самым Киев оттолкнет от себя значительный сегмент населения. В особенности это касается русскоговорящих жителей востока страны.
В Харькове и Донецке уже давно не применяется закон о преподавании украинского языка в школах, и своими действиями Киев буквально прокладывает путь к собственному поражению. Поэтому Петру Порошенко нужно хорошо подумать, стоит ли подписывать данный закон. Помимо прочего, он противоречит конституции страны и многочисленным международным конвенциям и нормам. Закон ограничивает свободное использование языков меньшинств, а это не что иное как дискриминация.
Венгры в отчаянии бьют во все колокола, пытаясь достучаться до Европейского Союза, чтобы он оказал давление на украинскую политическую олигархию. Румыны задаются вопросом, каким будет следующий шаг. В сложившейся ситуации Румыния вынуждена бездействовать по двум причинам. Во-первых, на протяжении долгого времени у Бухареста не было четкой политической линии в отношениях с Украиной, и он никак не реагировал на неоднократные нарушения прав румынского меньшинства. Во-вторых, у Бухареста точно так же нет стратегии в области прав человека и нацменьшинств в рамках билатеральных отношений. Поэтому не случайно, что румынское меньшинство подвергается на Украине дискриминации. То же самое может произойти и в Венгрии или Сербии, что подтверждает недостатки румынской дипломатии.
Украинцы заявляют, что отношения между Киевом и Будапештом нарушены не из-за языка в школах и не из-за того, что украинским гражданам выдают венгерские паспорта. Все дело в том, что Венгрия стремится привлечь трудоспособное население, которое будет работать на благо венгерской экономики, а Украине останутся только проблемы, вызванные нарушением пенсионной системы.
Однако венгры обвиняют украинское правительство в том, что оно привлекает спецслужбы, чтобы отвлечь внимание о своих неудач в борьбе с Россией. Венгры считают, что украинское правительство, на словах преданное евроатлантической интеграции, ведет активное разведывательное и дипломатическое наступление на Венгрию. По словам представителей Будапешта, венгерская система безопасности не сталкивалась с подобными вызовами с 1990 года.
Украина снова доказывает, что открыта для евроатлантической интеграции и сотрудничества с Европейским Союзом только на словах и не готова изменить свою олигархическую власть. За всеми этими решениями кроются интересы украинской бизнес-элиты, которая помыкает своими политическими лизоблюдами. Кроме того, этот закон — признак того, что львовский клан вырвался вперед в межклановой борьбе, которая ведется на Украине. Этот клан ориентирован исключительно националистически, и ему удалось привлечь на свою сторону некоторые ультраправые украинские политические силы.