Euractiv (Чехия): Чехия и Польша сходятся во мнении, что война с Россией им не грозит

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Главной угрозой для Польши является, по определению министерства обороны этой страны, так называемая агрессивная политика России. Чехи, напротив, не упоминают Россию среди основных источников угрозы, но предупреждают: мировой порядок разрушается. Эти страны по-разному смотрят на Россию, но обе считают, что никакой войны с Россией не будет, однако оборонная политика ЕС должна поменяться, пишет "Эурактив".

Статья является частью специального доклада «Чешско-польское видение будущего Европейского Союза»

Кто боится России?

Россия и ее агрессивная политика, нестабильность на восточных границах и терроризм, согласно концепции Министерства обороны Польши, являются самыми серьезными угрозами для этой страны. Россию основной военной угрозой для Польши считает и эксперт Томаш Смура (Tomasz Smura) из Фонда им. Казимира Пулавского.

Российскую угрозу общественность осознает уже давно. Люди помнят, что делала Россия прямо на пороге Европейского Союза, и это пугает в первую очередь страны Прибалтики. Кроме того, Россия вмешивается в конфликт с Китаем, при этом пеняя на Запад, а также совершает кибернетические нападения на Соединенные Штаты Америки и Организацию по запрещению химического оружия в Гааге. Россию упрекают и в том, что она использует социальные сети для манипулирования людьми и распространяет дезинформацию.

Тем не менее генерал Вальдемар Скржипчак (Waldemar Skrzypczak) предлагает успокоиться. По его словам, никакой войны не будет, и бояться ее не стоит ни Польше, ни другим странам Европейского Союза.

«Государства, чья экономика растет, не хотят войны, поскольку она остановит их рост», — заявил генерал. На вопрос, почему страны так боятся России, он ответил, что «все из-за российской пропаганды». Пропаганде помогают прежде всего те СМИ, которые гонятся за материалами, способными привлечь читателей, а также политики, которые осознают силу власти, основанной на страхе. Владимир Путин, однако, хорошо понимает, что проиграл бы войну, и «Россия уже не была бы такой, как сейчас, то есть путинской», как добавил Скржипчак.

Вторая главная угроза носит, скорее, экзистенциальный характер и касается распада мирового порядка. Именно эти опасения поляков разделяют и чехи. Об этой угрозе упоминал также председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в своей речи о состоянии Европейского Союза. Он прямо сказал, что Евросоюз должен стать архитектором нового мирового порядка.

«До настоящего времени институты позволяли нам, пусть зачастую и не на сто процентов, решать проблемы относительно дешево и безболезненно. Внутри Европы нам помогал Европейский Союз, а на мировом уровне — НАТО, ООН и региональные организации, с которыми мы сотрудничали», — подчеркнул Томаш Вейс (Tomáš Weiss) с факультета социальных наук Карлова университета.

Специалист по обороне также добавил, что государства, не скрывая этого, перестают соблюдать международные нормы, и это приведет к дестабилизации мирового порядка, учащению региональных конфликтов и сопутствующим проблемам, таким как разрушение государств и неконтролируемые миграционные потоки.

Ондржей Дитрих (Ondřej Ditrych) из Института международных отношений говорит о тех же проблемах. По его мнению, опасность таится в хиреющем мультилатерализме и попытках некоторых крупных игроков на международной политической арене реализовать альтернативную, отчасти ревизионистскую модель международного порядка. «С этим связаны также настойчивые попытки расширить свое влияние и подорвать доверие к политическим и государственным институтам», — заявил аналитик.

Западный мир, под которым подразумевается Европейский Союз и Североатлантический альянс, в таких условиях занял, скорее, пассивную позицию и движется к дезинтеграции вместо того, чтобы бороться за статус мировой силы. Этому процессу способствует, с одной стороны, непредсказуемая и откровенно протекционистская «твиттерократия» Дональда Трампа, а с другой — обостряющаяся торговая война между Соединенными Штатами и Китаем и напряженные отношения с Ираном, которые могут привести к росту цен на нефть, а значит, к дальнейшим торговым конфронтациям. Томаш Смура также упомянул такой вызов, как миграция в Европу, которая, помимо прочего, является следствием текущей сирийской войны.

Кроме того, разрушению мирового порядка в значительной степени способствует Россия. «Путин вмешался в дела Европы, а она отстает в ответных действиях. Путин — главный враг Запада, по крайней мере если судить по его эффективной доктрине „Если я разозлю Запад, то разозлю и НАТО". К этому стоит добавить, что и Виктор Орбан, и президент Словакии Андрей Киска играют не в команде Вышеградской четверки, а в команде Кремля», — заявил генерал Скржипчак. Президент ЧР Милош Земан также известен своей симпатией к России, которую он проявил, например, после отравления химическим веществом агента Сергея Скрипаля и его дочери.

По словам Дитриха, помимо российских угроз, нужно отметить и проявления политического насилия, которое принято называть терроризмом. «Также угрозу для государств, основанных на либеральных ценностях, представляют слишком жесткие меры, ограничивающие свободу граждан, дискриминирующие их и подвергающие обществу (благодаря технологиям) беспрецедентным формам надзора», — заявил Дитрих.

Вызовом он также считает, например, климатические изменения, ставшие результатом деятельности человека, которые уже сегодня дестабилизируют многие плохо развитые регионы мира. По мнению Дитриха, европейские общества могут столкнуться с такой же проблемой.

Как Польша и Чехия могут противостоять угрозам?

Ни Польша, ни Чехия не в состоянии самостоятельно противостоять угрозам. Поэтому Чехии необходимо оставаться действующим элементом системы европейской и трансатлантической безопасности, как заявил Дитрих. Таким же должен быть подход к безопасности у Польши и других членов Европейского Союза.

Смура видит большой потенциал Польши в роли мудрого посредника между Евросоюзом и Соединенными Штатами. Однако действовать нужно не только на билатеральном уровне, как происходит сегодня (и это усиливает политический раскол Запада), но и от имени всего европейского сообщества.

Правда, потребуются не только достаточная военная сила, но и политическая воля для того, чтобы воспользоваться ею в операциях Европейского Союза и НАТО.

Польша делает большие вложения в свои вооруженные силы. Но что касается защиты польской территории и ее границ, борьбы с терроризмом и преступностью, важно целевое использование средств. «Дьявол кроется в деталях», — подчеркнул Смура, по мнению которого, нужно инвестировать в модернизацию конвенциональной армии и военное оснащение. Пока этому препятствует недостаток финансовых средств. Деньги направляются в первую очередь на оборону территории.

Смура также добавил, что повышать расходы на оборону и безопасность правильно, однако странам всегда будет не хватать денег на то, чтобы справиться с потенциальной российской угрозой.

Главные стратегические партнеры

Для Министерства иностранных дел Польши и Министерства обороны ЧР обеспечение национальной безопасности сопряжено с тремя аспектами: союзничеством в рамках НАТО и Европейского Союза, региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы и укреплением национальной обороноспособности.

Тем не менее характер стратегического партнерства Польши и Чехии не одинаков. Польша сотрудничает с НАТО и ЕС, сохраняя при этом тесные связи с Соединенными Штатами, которые являются ее традиционным союзником, по крайней мере на декларативном уровне и в торговле. На региональном уровне Польша близка со странами Вышеградской четверки, а также с Румынией, странами Прибалтики и Скандинавии.

Региональное оборонное сотрудничество Чешской Республики основано на двух столпах: сотрудничестве в рамках Вышеградской группы и сотрудничестве с Германией. «Чехия развивает двустороннее оборонное сотрудничество и с другими странами для повышения обороноспособности чешских вооруженных сил в рамках координации действий при реализации европейских и натовских проектов», — объяснил позицию Минобороны ЧР Ян Пейшек (Jan Pejšek).

Томаш Вейс согласился с тем, что Евросоюз и НАТО играют ключевую роль, и добавил, что партнерами Чехии в первую очередь являются те страны-союзницы, которые с вниманием относятся к поддержанию верховенства права и соблюдению правил.

По мнению генерала Скржипчака, Чехия — хороший партнер для всех. Она встает на стороне тех, у кого преимущество, и действует рассудительно. «Чехи больше всего ценят свои экономические интересы, а не политические», — заявил генерал. Как считают польские эксперты, у Чехии разумный подход, но, с другой стороны, создается впечатление, что чехи хотят изолироваться, а это не имеет ничего общего с гарантиями безопасности, которых требует Польша.

Состояние вооруженных сил

Вооруженные силы Польши занимают шестое место в ЕС по обороноспособности (после Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании). Главная причина инвестиций в армию — это, прежде всего, конфликт на Восточной Украине и российская угроза.

В 2018 году оборонный бюджет Польши достиг десяти миллиардов евро. Однако этой суммы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности польской армии. Причина — в укреплении доллара, неожиданном увеличении стоимости оборонной программы «Висла», а также растущие расходы на оборону территории.

«Сейчас Польша не смогла бы отразить нападение из России или Белоруссии», — сказал генерал Скржипчак, который в прошлом командовал сухопутными силами и занимал пост заместителя министра обороны. Но, как добавил Смура, у Польши никогда не будет достаточно денег для того, чтобы защититься от нападения без помощи стратегических партнеров.

«Враг знает, что армия не модернизируется, что прогресса нет, что подготовка военных кадров хромает и что полувоенные соединения не входят в структуры НАТО. Неприятель читает наши СМИ, наблюдает за польскими вооруженными силами, и его агенты повсюду. В Кремле спят спокойно», — добивал генерал.

Прага в этом отношении более уверена в себе, но из-за размеров и потенциала она не собирается превращаться в региональную державу. Как заявил Ондржей Дитрих, вооруженные силы Чешской Республики располагают великолепными подразделениями, которые очень ценят союзники, но в целом армия нуждается в реформе. Сосредоточиться стоит на тех навыках, которые Чехия могла бы предложить в качестве своего вклада в коллективную оборону.

«Обязательство тратить больше средств на оборону в процентах от ВВП — это одно, а реальные возможности — это другое. Вне всяких сомнений, в ближайшие как минимум 20 лет чешская армия будет участвовать в операциях за пределами Чешской Республики», — подчеркнул Дитрих.

«Но я не уверен, насколько мы понимаем, какими могут быть реальные сценарии подобных операций. Для этого нужно планирование, сотрудничество с партнерами и ВПК, а также стратегия использования новых инструментов, таких как EDF (Европейский оборонный фонд — прим. авт.) и PESCO (постоянное структурированное сотрудничество — прим. авт.)», — добавил Дитрих.

PESCO

Польша уже официально заявила об участии в PESCO, отметив, что оно никак не должно повлиять на сотрудничество в рамках НАТО и что нельзя забывать о восточной части Европы. Развитие оборонной промышленности, совместные оборонные заказы и общее военное оснащение (цели PESCO), как считают в Польше, — отличная возможность для повышения обороноспособности Европы. «Чем безопаснее Европа, тем безопаснее Польша», — заявил польский премьер Матеуш Моравецкий. «Польша включилась в девять проектов PESCO, и я предложил еще шесть. Седьмой предлагает Франция, которая хочет отвести биохимическую угрозу», — подчеркнул министр польской национальной обороны Мариуш Блащак.

Чешская Республика также активно поддерживает PESCO. «Мы видим в PESCO инструмент, который позволит странам-участницам теснее сотрудничать и вместе повышать обороноспособность. Кроме того, PESCO, по нашему мнению, дает Европе возможность взять на себя большую ответственность за собственную оборону и тем самым укрепить европейский столп НАТО», — сказал от имени Министерства обороны ЧР Пейшек.

Он также напомнил, что участие в проектах PESCO может помочь ЧР в некоторых сферах, однако не является заменой комплексного и всеобъемлющего процесса планирования в рамках НАТО. По словам Пейшека, Чехия хочет, чтобы деятельность Европейского Союза дополняла работу НАТО, а не дублировала ее.

Позицию чешской оборонной промышленности обозначила компания «Гломекс Милитари Сёплайз» (Glomex Military Supplies). По мнению ее представителей, PESCO — это интересная возможность, но в Европейском Союзе есть и другие. Решение о том, в каком направлении двигаться, должны принимать политики, а промышленность к ним адаптируется. «Самое плохое — неопределенность в том, чего хотят политики. Изменить политическое решение — дело пары часов, а на переориентацию промышленности и поиск торговых возможностей на новых направлениях уходят годы», — объяснил пресс-секретарь компании Йиржи Грунд (Jiří Grund).

Европейский оборонный фонд (EDF)

В прошлом году Европейская комиссия запустила Европейский оборонный фонд, чтобы помочь странам Европы максимально эффективно распоряжаться средствами налогоплательщиков. Фонд призван предотвратить дублирование расходов на закупку аналогичной техники. Польша и Чехия позитивно оценивают эту инициативу, поскольку она сохраняет бюджет и снижает расходы, а также открывает возможности для совершенствования.

Чтобы Польша могла извлечь выгоду из EDF, она запустит исследовательские проекты, программы развития и закупку военной техники вместе с европейскими партнерами. Однако при закупках у польских компаний и фирм из третьих стран Польша не сможет рассчитывать на поддержку Европейского Союза.

Ряд деталей, связанных с EDF, по-прежнему до конца не ясен, что дает Польше возможность продвигать интересы собственных оборонных компаний. Прежде всего, Польша может представить особое предложение для промышленных и оборонных проектов, а также программ по закупке техники в рамках PESCO, которые могли бы начаться уже в ближайшие 12 месяцев. Приоритетом для EDF также будет финансирование проектов, возникших в рамках PESCO, как заявил нашему порталу аналитик Польского института международных отношений (PISM) Марцин Терликовский (Marcin Terlikowski).

В Министерстве обороны ЧР полагают, что Европейский оборонный фонд — положительная инициатива, поскольку, помимо прочего, он поддерживает совместные исследования, развитие и конкурентоспособность европейской оборонной промышленности.

Однако и у Чехии есть свои замечания по поводу Европейского оборонного фонда. «Нужно будет отстоять интересы чешской оборонной промышленности. Дотации надо распределять справедливо и не отдавать их только влиятельным корпорациям из крупных стран ЕС. Предложение о капитале EDF в размере 13 миллиардов евро на 2021 — 2027 год очень амбициозно, и вопрос в том, сумеет ли промышленность освоить такую сумму», — рассказал о чешской позиции Пейшек.

Как полагают в компании Glomex Military Supplies, фонд позволит достичь большей конкурентоспособности, стратегической автономии и обеспечит информацией о том, как лучше обращаться с расходами на оборону. «Учитывая непредсказуемость действий некоторых мировых держав, необходимо, чтобы Европа достигла максимальной самостоятельности в обороне, логистике и разведке», — сказал Йиржи Грунд.

Новые механизмы сотрудничества и расходов не отяготят Европейский Союз и НАТО. Но даже миллиардные инвестиции не обязательно помогут странам справиться с угрозами и изменениями существующего порядка. Если Польша, Чехия, Европа и Запад останутся разобщены, то архитектура будущего мирового порядка так никогда и не появится, о чем говорил Юнкер. Вместо этого будут только зрители и комментаторы происходящих в мире событий.

Обсудить
Рекомендуем