Статья является частью специального доклада «Чешско-польское видение будущего Европейского Союза»
Кто боится России?
Россия и ее агрессивная политика, нестабильность на восточных границах и терроризм, согласно концепции Министерства обороны Польши, являются самыми серьезными угрозами для этой страны. Россию основной военной угрозой для Польши считает и эксперт Томаш Смура (Tomasz Smura) из Фонда им. Казимира Пулавского.
Российскую угрозу общественность осознает уже давно. Люди помнят, что делала Россия прямо на пороге Европейского Союза, и это пугает в первую очередь страны Прибалтики. Кроме того, Россия вмешивается в конфликт с Китаем, при этом пеняя на Запад, а также совершает кибернетические нападения на Соединенные Штаты Америки и Организацию по запрещению химического оружия в Гааге. Россию упрекают и в том, что она использует социальные сети для манипулирования людьми и распространяет дезинформацию.
Тем не менее генерал Вальдемар Скржипчак (Waldemar Skrzypczak) предлагает успокоиться. По его словам, никакой войны не будет, и бояться ее не стоит ни Польше, ни другим странам Европейского Союза.
«Государства, чья экономика растет, не хотят войны, поскольку она остановит их рост», — заявил генерал. На вопрос, почему страны так боятся России, он ответил, что «все из-за российской пропаганды». Пропаганде помогают прежде всего те СМИ, которые гонятся за материалами, способными привлечь читателей, а также политики, которые осознают силу власти, основанной на страхе. Владимир Путин, однако, хорошо понимает, что проиграл бы войну, и «Россия уже не была бы такой, как сейчас, то есть путинской», как добавил Скржипчак.
Вторая главная угроза носит, скорее, экзистенциальный характер и касается распада мирового порядка. Именно эти опасения поляков разделяют и чехи. Об этой угрозе упоминал также председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в своей речи о состоянии Европейского Союза. Он прямо сказал, что Евросоюз должен стать архитектором нового мирового порядка.
«До настоящего времени институты позволяли нам, пусть зачастую и не на сто процентов, решать проблемы относительно дешево и безболезненно. Внутри Европы нам помогал Европейский Союз, а на мировом уровне — НАТО, ООН и региональные организации, с которыми мы сотрудничали», — подчеркнул Томаш Вейс (Tomáš Weiss) с факультета социальных наук Карлова университета.
Специалист по обороне также добавил, что государства, не скрывая этого, перестают соблюдать международные нормы, и это приведет к дестабилизации мирового порядка, учащению региональных конфликтов и сопутствующим проблемам, таким как разрушение государств и неконтролируемые миграционные потоки.
Ондржей Дитрих (Ondřej Ditrych) из Института международных отношений говорит о тех же проблемах. По его мнению, опасность таится в хиреющем мультилатерализме и попытках некоторых крупных игроков на международной политической арене реализовать альтернативную, отчасти ревизионистскую модель международного порядка. «С этим связаны также настойчивые попытки расширить свое влияние и подорвать доверие к политическим и государственным институтам», — заявил аналитик.
Западный мир, под которым подразумевается Европейский Союз и Североатлантический альянс, в таких условиях занял, скорее, пассивную позицию и движется к дезинтеграции вместо того, чтобы бороться за статус мировой силы. Этому процессу способствует, с одной стороны, непредсказуемая и откровенно протекционистская «твиттерократия» Дональда Трампа, а с другой — обостряющаяся торговая война между Соединенными Штатами и Китаем и напряженные отношения с Ираном, которые могут привести к росту цен на нефть, а значит, к дальнейшим торговым конфронтациям. Томаш Смура также упомянул такой вызов, как миграция в Европу, которая, помимо прочего, является следствием текущей сирийской войны.
Кроме того, разрушению мирового порядка в значительной степени способствует Россия. «Путин вмешался в дела Европы, а она отстает в ответных действиях. Путин — главный враг Запада, по крайней мере если судить по его эффективной доктрине „Если я разозлю Запад, то разозлю и НАТО". К этому стоит добавить, что и Виктор Орбан, и президент Словакии Андрей Киска играют не в команде Вышеградской четверки, а в команде Кремля», — заявил генерал Скржипчак. Президент ЧР Милош Земан также известен своей симпатией к России, которую он проявил, например, после отравления химическим веществом агента Сергея Скрипаля и его дочери.
По словам Дитриха, помимо российских угроз, нужно отметить и проявления политического насилия, которое принято называть терроризмом. «Также угрозу для государств, основанных на либеральных ценностях, представляют слишком жесткие меры, ограничивающие свободу граждан, дискриминирующие их и подвергающие обществу (благодаря технологиям) беспрецедентным формам надзора», — заявил Дитрих.
Вызовом он также считает, например, климатические изменения, ставшие результатом деятельности человека, которые уже сегодня дестабилизируют многие плохо развитые регионы мира. По мнению Дитриха, европейские общества могут столкнуться с такой же проблемой.
Как Польша и Чехия могут противостоять угрозам?
Ни Польша, ни Чехия не в состоянии самостоятельно противостоять угрозам. Поэтому Чехии необходимо оставаться действующим элементом системы европейской и трансатлантической безопасности, как заявил Дитрих. Таким же должен быть подход к безопасности у Польши и других членов Европейского Союза.
Смура видит большой потенциал Польши в роли мудрого посредника между Евросоюзом и Соединенными Штатами. Однако действовать нужно не только на билатеральном уровне, как происходит сегодня (и это усиливает политический раскол Запада), но и от имени всего европейского сообщества.
Правда, потребуются не только достаточная военная сила, но и политическая воля для того, чтобы воспользоваться ею в операциях Европейского Союза и НАТО.
Польша делает большие вложения в свои вооруженные силы. Но что касается защиты польской территории и ее границ, борьбы с терроризмом и преступностью, важно целевое использование средств. «Дьявол кроется в деталях», — подчеркнул Смура, по мнению которого, нужно инвестировать в модернизацию конвенциональной армии и военное оснащение. Пока этому препятствует недостаток финансовых средств. Деньги направляются в первую очередь на оборону территории.
Смура также добавил, что повышать расходы на оборону и безопасность правильно, однако странам всегда будет не хватать денег на то, чтобы справиться с потенциальной российской угрозой.
Главные стратегические партнеры
Для Министерства иностранных дел Польши и Министерства обороны ЧР обеспечение национальной безопасности сопряжено с тремя аспектами: союзничеством в рамках НАТО и Европейского Союза, региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы и укреплением национальной обороноспособности.
Тем не менее характер стратегического партнерства Польши и Чехии не одинаков. Польша сотрудничает с НАТО и ЕС, сохраняя при этом тесные связи с Соединенными Штатами, которые являются ее традиционным союзником, по крайней мере на декларативном уровне и в торговле. На региональном уровне Польша близка со странами Вышеградской четверки, а также с Румынией, странами Прибалтики и Скандинавии.
Томаш Вейс согласился с тем, что Евросоюз и НАТО играют ключевую роль, и добавил, что партнерами Чехии в первую очередь являются те страны-союзницы, которые с вниманием относятся к поддержанию верховенства права и соблюдению правил.
По мнению генерала Скржипчака, Чехия — хороший партнер для всех. Она встает на стороне тех, у кого преимущество, и действует рассудительно. «Чехи больше всего ценят свои экономические интересы, а не политические», — заявил генерал. Как считают польские эксперты, у Чехии разумный подход, но, с другой стороны, создается впечатление, что чехи хотят изолироваться, а это не имеет ничего общего с гарантиями безопасности, которых требует Польша.
Состояние вооруженных сил
Вооруженные силы Польши занимают шестое место в ЕС по обороноспособности (после Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании). Главная причина инвестиций в армию — это, прежде всего, конфликт на Восточной Украине и российская угроза.
В 2018 году оборонный бюджет Польши достиг десяти миллиардов евро. Однако этой суммы недостаточно, чтобы удовлетворить потребности польской армии. Причина — в укреплении доллара, неожиданном увеличении стоимости оборонной программы «Висла», а также растущие расходы на оборону территории.
«Сейчас Польша не смогла бы отразить нападение из России или Белоруссии», — сказал генерал Скржипчак, который в прошлом командовал сухопутными силами и занимал пост заместителя министра обороны. Но, как добавил Смура, у Польши никогда не будет достаточно денег для того, чтобы защититься от нападения без помощи стратегических партнеров.
«Враг знает, что армия не модернизируется, что прогресса нет, что подготовка военных кадров хромает и что полувоенные соединения не входят в структуры НАТО. Неприятель читает наши СМИ, наблюдает за польскими вооруженными силами, и его агенты повсюду. В Кремле спят спокойно», — добивал генерал.
Прага в этом отношении более уверена в себе, но из-за размеров и потенциала она не собирается превращаться в региональную державу. Как заявил Ондржей Дитрих, вооруженные силы Чешской Республики располагают великолепными подразделениями, которые очень ценят союзники, но в целом армия нуждается в реформе. Сосредоточиться стоит на тех навыках, которые Чехия могла бы предложить в качестве своего вклада в коллективную оборону.
«Обязательство тратить больше средств на оборону в процентах от ВВП — это одно, а реальные возможности — это другое. Вне всяких сомнений, в ближайшие как минимум 20 лет чешская армия будет участвовать в операциях за пределами Чешской Республики», — подчеркнул Дитрих.
«Но я не уверен, насколько мы понимаем, какими могут быть реальные сценарии подобных операций. Для этого нужно планирование, сотрудничество с партнерами и ВПК, а также стратегия использования новых инструментов, таких как EDF (Европейский оборонный фонд — прим. авт.) и PESCO (постоянное структурированное сотрудничество — прим. авт.)», — добавил Дитрих.
PESCO
Польша уже официально заявила об участии в PESCO, отметив, что оно никак не должно повлиять на сотрудничество в рамках НАТО и что нельзя забывать о восточной части Европы. Развитие оборонной промышленности, совместные оборонные заказы и общее военное оснащение (цели PESCO), как считают в Польше, — отличная возможность для повышения обороноспособности Европы. «Чем безопаснее Европа, тем безопаснее Польша», — заявил польский премьер Матеуш Моравецкий. «Польша включилась в девять проектов PESCO, и я предложил еще шесть. Седьмой предлагает Франция, которая хочет отвести биохимическую угрозу», — подчеркнул министр польской национальной обороны Мариуш Блащак.
Чешская Республика также активно поддерживает PESCO. «Мы видим в PESCO инструмент, который позволит странам-участницам теснее сотрудничать и вместе повышать обороноспособность. Кроме того, PESCO, по нашему мнению, дает Европе возможность взять на себя большую ответственность за собственную оборону и тем самым укрепить европейский столп НАТО», — сказал от имени Министерства обороны ЧР Пейшек.
Он также напомнил, что участие в проектах PESCO может помочь ЧР в некоторых сферах, однако не является заменой комплексного и всеобъемлющего процесса планирования в рамках НАТО. По словам Пейшека, Чехия хочет, чтобы деятельность Европейского Союза дополняла работу НАТО, а не дублировала ее.
Позицию чешской оборонной промышленности обозначила компания «Гломекс Милитари Сёплайз» (Glomex Military Supplies). По мнению ее представителей, PESCO — это интересная возможность, но в Европейском Союзе есть и другие. Решение о том, в каком направлении двигаться, должны принимать политики, а промышленность к ним адаптируется. «Самое плохое — неопределенность в том, чего хотят политики. Изменить политическое решение — дело пары часов, а на переориентацию промышленности и поиск торговых возможностей на новых направлениях уходят годы», — объяснил пресс-секретарь компании Йиржи Грунд (Jiří Grund).
Европейский оборонный фонд (EDF)
В прошлом году Европейская комиссия запустила Европейский оборонный фонд, чтобы помочь странам Европы максимально эффективно распоряжаться средствами налогоплательщиков. Фонд призван предотвратить дублирование расходов на закупку аналогичной техники. Польша и Чехия позитивно оценивают эту инициативу, поскольку она сохраняет бюджет и снижает расходы, а также открывает возможности для совершенствования.
Чтобы Польша могла извлечь выгоду из EDF, она запустит исследовательские проекты, программы развития и закупку военной техники вместе с европейскими партнерами. Однако при закупках у польских компаний и фирм из третьих стран Польша не сможет рассчитывать на поддержку Европейского Союза.
В Министерстве обороны ЧР полагают, что Европейский оборонный фонд — положительная инициатива, поскольку, помимо прочего, он поддерживает совместные исследования, развитие и конкурентоспособность европейской оборонной промышленности.
Однако и у Чехии есть свои замечания по поводу Европейского оборонного фонда. «Нужно будет отстоять интересы чешской оборонной промышленности. Дотации надо распределять справедливо и не отдавать их только влиятельным корпорациям из крупных стран ЕС. Предложение о капитале EDF в размере 13 миллиардов евро на 2021 — 2027 год очень амбициозно, и вопрос в том, сумеет ли промышленность освоить такую сумму», — рассказал о чешской позиции Пейшек.
Как полагают в компании Glomex Military Supplies, фонд позволит достичь большей конкурентоспособности, стратегической автономии и обеспечит информацией о том, как лучше обращаться с расходами на оборону. «Учитывая непредсказуемость действий некоторых мировых держав, необходимо, чтобы Европа достигла максимальной самостоятельности в обороне, логистике и разведке», — сказал Йиржи Грунд.
Новые механизмы сотрудничества и расходов не отяготят Европейский Союз и НАТО. Но даже миллиардные инвестиции не обязательно помогут странам справиться с угрозами и изменениями существующего порядка. Если Польша, Чехия, Европа и Запад останутся разобщены, то архитектура будущего мирового порядка так никогда и не появится, о чем говорил Юнкер. Вместо этого будут только зрители и комментаторы происходящих в мире событий.