Саммит между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и китайским президентом Си Цзиньпином в пятницу стал первым, который две страны провели с 2011 года. Это важное событие. Даже если его последствия ограничатся умиротворением трений между второй и третьей из крупнейших экономик мира, встреча оправдает себя. Однако у ее участников, особенно у Абэ, есть причины мыслить масштабнее.
После внезапного охлаждения в отношениях Китая и США Пекин ищет себе друзей. Абэ может воспользоваться этим шансом и подтолкнуть Си к проведению такой политики, которая укрепляет мировые нормы экономического и дипломатического сотрудничества. Если эта попытка увенчается успехом, выиграет не только Япония, но и остальной мир.
Исторически Китай и Япония боролись за влияние в Азии, однако теперь у них появился общий повод для раздражения — Дональд Трамп. Китай столкнулся с американскими пошлинами и все более твердым намерением Вашингтона сдерживать его во всех значимых областях — военной, экономической и политической. Схожим нападкам, хоть и в меньшей степени, подверглась и Япония: администрация Трампа принудила ее к двустороннему обсуждению торговой политики, намеченному на январь, и эти переговоры обещают быть трудными.
Для Китая Япония выглядит особенно привлекательной в качестве союзника. Впервые за пять лет ее инвестиции в китайскую экономику выросли и продолжают расти. Китайские чиновники повалили в Японию, добиваясь большего. Для Си же лично привлечение на свою сторону такого давнего соперника, как Абэ, станет важным политическим достижением.
Он практически единолично возродил Транстихоокеанское торговое партнерство и подписал недавно самое масштабное в мире двустороннее соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Кроме того, Абэ уже сыграл ключевую роль в защите мирового либерального порядка.
Нынешняя встреча дает Абэ шанс подтолкнуть Китай в сходном направлении. По слухам, страны намерены сотрудничать в 30 инфраструктурных проектах по всей Азии. Япония утверждает, что они будут такими же прозрачными и экономически оправданными, как и остальные ее инфраструктурные инициативы. Это пойдет во благо всем участникам и позволит Китаю компенсировать часть того репутационного ущерба, который он понес после своего проекта «Один пояс, один путь», печально известного недостатком ясности и финансового контроля. Кроме того, это может побудить Китай повысить требования к займам участникам «Пояса и пути», — он уже объявил о том, что намеревается это сделать. А вероятность вступления Японии в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций добавит влияния Абэ.
Японии следует продолжать бороться за более жесткие стандарты во Всестороннем региональном экономическом партнерстве — общеазиатском торговом соглашении, включающем 16 стран. В идеале они должны соответствовать таковым в ТТП, — к примеру в таких областях, как цифровая торговля и информационные потоки. Более сложные вопросы, такие, как защита авторских прав и поддержка государственных предприятий, лучше обсуждать в рамках двусторонних соглашений. Возможно, Си даже сможет воспользоваться ими, чтобы смягчить тревогу США в том, что касается торговли, при этом не создавая впечатления, что он прогнулся под требования Трампа.
Само собой, по ряду геополитических позиций страны не готовы к уступкам. Ни Абэ, ни Си не намерены отказываться от претензий на острова, которые Япония называет Сенкаку, а Китай — Дяоюйдао. Кроме того, Япония практически наверняка продолжит поддерживать юго-восточные азиатские страны, противостоящие Китаю в Южно-Китайском море. Однако налаживание более тесных военных связей, в том числе создание прямой линии для обмена мнениями по вопросам обороны, в любом случае оправдано. Оно поможет уладить трения в напряженном регионе мира, сделает возможным дальнейшее развитие сотрудничества с Северной Кореей, и позволит смягчить взгляды китайских ястребов.
Оценивая значение саммита, помните, насколько ценны любые стимулы, побуждающие Китай к более близкому следованию международным нормам, — это может не только успокоить положение в регионе, но и облегчить напряжение в отношениях между Китаем и США. В ходе встречи между Абэ и Си на кону стоят интересы всего мира.